Мир Nowhere Prophet в значительной степени вдохновлен Индией, где ведущий разработчик Мартин Неруркар прожил некоторое время. Если точнее, Nowhere Prophet выглядит ярким примером так называемого Индофутуризма. Это контраст между наследием индийской культуры и религии и зачастую антиутопическим распространением цифровых технологий.

Это распространение включает все их влияние на общество, основными факторами которого стали дезорганизация и фрагментация. Но Индофутуризм – нечто большее, чем социологический анализ, он заявляет себя в качестве полноценного направления научной фантастики и цифровых медиа. Фактически Nowhere Prophet – одна из первых игр с действием в индофутуристическом мире, подобно тому, как We Are The Caretakers стала одной из первых игр в афрофутуристическом мире.

Индофутуризм Nowhere Prophet

Любая фантастика в играх прекрасна, но западные представления о будущем (или ретробудущем) со своими избитыми штампами уже приелись. Можно лишь приветствовать игры типа Nowhere Prophet и We Are The Caretakers за то, что они приносят в жанр так необходимые ему свежие идеи. Даже если в целом у них что-то не получается, попробовать что-то новое всегда стоит.

Именно поэтому подобные эксперименты в создании мира и подаче сюжета настолько прекрасны. И дело не только в представлении большего этнического разнообразия в цифровых медиа, хотя оно, безусловно, важно, но и в расширении горизонтов и перспектив самой научной фантастики. В своей наивысшей точке научная фантастика часто задает неудобные вопросы, глядя в будущее через отражение антиутопических тенденций настоящего.

Мироздание Nowhere Prophet

Nowhere Prophet выходит за рамки банального сеттинга, в котором машины вышли из-под контроля и вызвали коллапс цивилизации. Действие игры происходит на планете под названием Сома, что может быть отсылкой к ритуальному напитку, который употребляли древние индийцы (английский писатель Олдос Хаксли также позаимствовал это слово для обозначения обязательного наркотика в своем антиутопическом романе “Дивный новый мир”).

Иногда кажется, что для жителей Сомы коллапс цивилизации стал благословением. Возможно, именно он позволил им вернуться к своим корням кочующих сообществ охотников и собирателей. Ваша роль как пророка, действующего в интересах таинственной машины, упавшей на землю, состоит не в спасении жителей Сомы. Вы должны обеспечить какое-то понимание мира до Аварии, как они называют коллапс Сомы. Возможно, не позволить ему повториться.

Машина приказывает вам найти место под названием Склеп, но не говорит, что вы там найдете. Вам предстоит найти свой путь через пустыни и болота, столкнувшись с работорговцами, бандитами, дикими зверями и обезумевшими машинами. Вы будете останавливаться в поселениях и взаимодействовать с различными племенами и анклавами. Нужда и разложение – извечные темы Nowhere Prophet, поэтому вам потребуется выжать максимум из имеющихся ресурсов. Здесь хватает постапокалиптических мотивов, знакомых западным игрокам, но игра подходит к ним без цинизма, в отличие от какой-нибудь Borderlands. Вместо этого мы наблюдаем признание того, что эти видения сломанного будущего призываются, чтобы никогда не допустить подобного.

Бог из машины

На Соме есть культ богоподобной фигуры, утверждающей себя в трех аспектах: Сеятель, Сторож и Потрошитель. Это очень похоже на троицу Тримурти в индуизме, где три бога представляют различные аспекты мироздания: создатель Брама, хранитель Вишну и разрушитель Шива. Однако, имейте в виду, что вы можете узнать о культе, но вы не его пророк. Вы не спаситель – просто голос в диких землях, который люди могут и не воспринимать, когда вы проходите мимо.

На выбор вы можете стать Исповедником, Ученым или Альтруистом (или комбинировать эти варианты), но в любом случае не спасителем. Спасать народ Сомы – не ваше дело. Вы здесь лишь для того, чтобы добраться до своего пункта назначения и, может быть, пролить свет на историю Сомы.

Эта история имеет некоторое отношение к циклическому процессу триединой божественности в роли создателя, хранителя и разрушителя. Идея циклического процесса мироздания очень старая и встречается как в западной, так и в восточной древней философии. Современная наука также сформулировала свою идею тепловой смерти вселенной, вызванной энтропией. Nowhere Prophet, похоже, примиряется с этой идеей, вдохновляясь индуизмом.

В коллапсе мира из-за техногенной катастрофы виден взгляд на возможный вид технологической сингулярности. По мере того, как технология заменяет наше чувство священного – мы начинаем верить, что благодаря машинам можем жить вечно – мы можем задуматься, а действительно ли оно того стоит? Ближе к финалу возникают намеки на эту идею, хотя они очень тонкие и вписаны в сюжет незаметно.

Сансара, колесо жизни

Сансара, колесо жизни

В этой бесконечной энтропии всегда есть возрождение. В вашем путешествии по Соме Nowhere Prophet постоянно на него намекает, и не только через характерный для roguelike цикл жизни и смерти. Пробираясь по засушливым и болотистым пустошам, уничтожая всю грязь и мерзость, отравляющую эти места, вы всегда будет обладать определенными возможностями и станете представителем этого Колеса Жизни, несущим смерть подонкам и избавление униженным, населяющим Сому.

Вы станете силой самой жизни. А от свободы жизни убежать невозможно. Вся вселенная – это тюрьма, в которой мы бесконечно рождаемся и умираем. Неважно, как сильно мы стремимся к Нирване или Мокше, пустому блаженству небытия и окончательному Нигде… Мы приговорены к свободе.

Nowhere Prophet смотрит в отдаленное будущее через призму индофутуризма, и этот взгляд позволяет нам увидеть нечто ужасное в настоящем. Можем ли мы расшифровать эти тайные послания машин и найти путь обратно в состояние невинности? Или мы слишком далеко зашли в своем разложении и порочности? Заслуживает ли человечество избавления и спасения? Или наша судьба в том, чтобы вечно страдать от ужаса и боли существования? Несомненно, тяжелые вопросы, но мы можем лишь порадоваться, что они задаются именно в этом искусстве, которое часто очерняют и клеймят как незрелое и бессмысленно жестокое.

Индофутуризм Nowhere Prophet

Если обратиться к менее грустным вещам, то Nowhere Prophet получила довольно высокие оценки критиков. Мы настоятельно рекомендуем в нее поиграть, особенно поклонникам карточных игр с подбором колоды. Сильнее всего она понравится фанатам более интеллектуальных roguelike-игр, где не так важна мышечная память. Но даже если вы не любитель карточных игр, попробуйте дать ей шанс, потому что сюжет того стоит.

Конечно, он на любителя, но если вам нужен продуманный взгляд на научно-фантастические мотивы, вам наверняка понравится. А с каждым очередным прохождением вы сможете раскрывать новые конвои и классы, которые позволят вам получить новые синергии. Здесь даже за несколько десятков часов игры можно увидеть лишь малую долю всей прелести.


Играли в Nowhere Prophet? Может быть, со времен первой альфы на itch.io? Насколько нынешняя версия отличается от первых билдов и прототипов? Делитесь своими мыслями и мнениями в комментариях!


Похожее