Сущность некоторых жанров ролевых игр понятна из названия. На западе мы привыкли к тому, что Action-RPG и “зачистка подземелий” смешиваются с ролевыми играми в реальном времени и играми с открытым миром. Но есть жанр, который на удивление отсутствует в дискуссиях о ролевых играх и представлениях большинства игроков. Это тактические ролевые игры, или TRPG.

Возможно, истоки TRPG идут от шахмат, где вам требуется тактика для победы над противником в сражении. Эти игры меньше загружены исследованием мира и больше ориентированы на бой, наполнены параметрами и повышениями уровней, снаряжением и способностями, которые нужно учитывать для достижения максимальной эффективности в бою. Таким образом тактические RPG стремятся занять единственную нишу – игр с приоритетом истории и тактических сражений над исследованием мира.

О тактических RPG

В Северной Америке тактические RPG не очень популярны, и есть целый ряд причин почему. Самая большая проблема связана скорее не со спросом на тактические ролевые игры, а с местом их происхождения. Многие годы тактические RPG считались поджанром JRPG, главным образом потому, что многие тактические RPG, или “simulation RPG”, как их называют в Японии, выходили эксклюзивно в Японии и в основном на консолях.

Однако, такая трактовка совершенно неверна, особенно в последние несколько лет, когда мы наблюдаем возрождение тактических RPG от западных компаний на PC, например Dead State, Wasteland 2 и Blackguards. Но в любом случае, тактическая система начиная с 1980-х использовалась как элемент игровой механики в нескольких играх, как старых, так и новых, в том числе в серии Ultima.

ti994a tunnels of doom

Историю тактических ролевых игр можно отсчитывать с игры Tunnels of Doom 1982 года. Она вышла на системе TI-99/4A, персональном компьютере от Texas Instrument. Tunnels of Doom была простой “зачисткой подземелий”, в которой партия из четырех персонажей исследовала подземелье с видом от первого лица, но сражения были с видом сверху и свободным перемещением по небольшому полю боя.

По сравнению со своими современниками Tunnels of Doom была очень простой и не очень известной игрой. В частности, вид сверху в сражениях использовался в двух играх. Первая из них – Dragon & Princess от Koei, также вышедшая в 1982 году на домашнем компьютере NEC-8001. Она была главным образом текстовой игрой, за исключением боёв. Все сражения проходили на открытых пространствах с видом сверху.

О тактических RPG

Перемещение и бой осуществлялись через простое тактическое меню. Ваша партия могла передвигаться, атаковать, защищаться или использовать магию, и можно было использовать всю карту для перемещения и расположения персонажа с целью получения стратегического преимущества. Из-за интерфейса текстового квеста какая-то графика была только в сражениях, поэтому основная доля игрового процесса Dragon & Princess представляла собой чтение вне боя.

Второй игрой была Ultima III: Exodus 1983 года, в которой были не только тактические сражения, но и полноценный графический интерфейс в остальной игре. Кроме того, Exodus стала одной из первых RPG с анимированными персонажами, а также попыталась реализовать подобие системы “камень-ножницы-бумага” в бою с врагами. Использование определенных видов магии и способностей на подходящих противниках наносило больший урон, добавляя новый аспект в расположение персонажей.

О тактических RPG

Сравнение Ultima III: Exodus (слева) и The Dragon & Princess (справа). В обеих играх основой механики сражений являются тактический вид сверху и нелинейный бой.

Все три эти игры впоследствии повлияли на развитие поджанра в 1980-х. В ряде известных игр серии Goldbox от SSI, например, в Pool of Radiance, для сражений использовалась тактическая система с видом сверху. В Японии в игре Bokosuka Wars появилось ещё больше общих принципов, в частности, использование элементов стратегических игр. Возможно, так появились стратегии в реальном времени (RTS).

Стоит отметить, что есть разница между тактикой и стратегией. В видеоиграх эти термины часто считают взаимозаменяемыми, потому что они ориентированы на использование в одной и той же базовой механике. Как писал Адам Соло (Adam Solo), “стратегические игры часто ставят перед игроками не только стратегические задачи, но и тактические, логистические, экономические… есть множество видов стратегических игр, а тактические игры – их поджанр.”

О тактических RPG

Основы просты: тактика касается деталей боя, который вы ведете. Например, передвижение и использование местности – это тактика. Стратегия связана с более долгосрочными целями и более крупной картиной войны, например, жертвой войск ради последующей атаки ваших лучших солдат на того же врага. Другими словами, тактика сосредоточена на текущем сражении, стратегия – на всей войне.

Стратегические игры обычно делят на несколько подкатегорий, образующих поджанры не только для тактических RPG, но и для RTS. Например, пошаговая тактика (turn-based tactics, TBT) включает такие игры, как серии X-Com и Jagged Alliance – тактические игры с пошаговой схемой боя. Подобная схема боя и даже система повышения уровня, есть во многих тактических RPG. Однако, так как игры типа X-Com и Jagged Alliance требуют предварительного планирования и выбора времени и места удара, они скорее являются стратегическими играми, а не ролевыми.

О тактических RPG

Это отличие может показаться несущественным, но оно связано с концепцией игры. Например, в X-Com вы играете безымянным командиром, управляющим войсками, которые могут погибнуть в бою для достижения ваших целей. Это осознаётся игроком, поэтому для достижения успеха в игре, где есть потери, нужно мыслить стратегически. Тактические RPG больше сосредоточены на текущем сражении, где ваша цель – победить без единой потери, особенно учитывая, что ваши персонажи имеют личность.

Возможно, именно в этом причина такой узкой ниши TRPG по сравнению с RTS, особенно на PC. Акцент на периодические сражения с небольшой группой персонажей или войск на один бой отличается от задач, выполняемых в стратегических играх. В плане концепции сражения в TRPG находятся в вакууме, их задача – заставить игрока мыслить тактически в конкретный момент, а не беспокоиться о следующем сражении.

Ogre Battle 64: Person Of Lordly Caliber – N64 Gameplay

Но в настоящее время эта идея также несколько нарушена. В некоторых наиболее популярных тактических RPG часто присутствует определенная степень стратегического планирования. Серия The Ogre Battle известна разнообразием классов, монстров и персонажей, которых вы можете нанимать, и делится на две ветви: серию Ogre Battle, для которой более характерны RTS, и игры Tactics Ogre, которые в основном являются TRPG. Это не означает, что две разных серии объединяют идеи, игры Tactics Ogre настолько же детальны и требуют определенного предварительного планирования, насколько игры Ogre Battle позволяют чувствовать момент и использовать тактику для победы в бою.

Одна из самых популярных серий тактических RPG в мире – серия Fire Emblem от Nintendo. Она была одной из первых тактических RPG на консолях и одной из первых коммерчески успешных TRPG. Первая игра серии, Ankoku Ryū to Hikari no Tsurugi, или Shadow Dragon and the Blade of Light, позаимствовала элементы таких RPG, как Dragon Quest, объединив их с пошаговой стратегией.

О тактических RPG

Shadow Dragon часто называют одной из первых TRPG, более того, она стала предвестником современного вида TRPG, так как содержала больше элементов симуляции, в том числе скорость передвижения, повреждение различными стихиями и видами оружия, устойчивость или слабость к ним, а также случайный рост параметров участников сражений. Кроме того, в Shadow Dragon ваши бойцы были персонализированы – для этого использовался индивидуальный автоматический боевой экран, который при помощи спрайтов показывал их способности.

Следует отметить, что несмотря на роль первопроходца в типичных для консольных тактических RPG принципах, серия Fire Emblem много лет не выходила за пределами Японии. Shadow Dragon была японским эксклюзивом до 2009 года, когда была перевыпущена на Nintendo DS. Фактически серия Fire Emblem не выходила на западе до начала 2000-х. Частично ее выходу способствовала популярность персонажей Марта (Marth) и Роя (Roy) в видеоигре Super Smash Bros. Melee.

NES Games- Fire Emblem (Part 1)

Добравшиеся до запада игры не добились больших успехов. Final Fantasy Tactics, Disgaea, серии Shining Force и Ogre Battle в основном позаимствовали свои идеи у Fire Emblem, и их геймплей был в первую очередь ориентирован на тактические сражения в популярном теперь пошаговом режиме или с выбором действий, как в других играх того времени. Также для некоторых из этих игр были характерны изометрический вид и изменения в высоте и свойствах местности, которые, естественно, влияли на геймплей. Наконец, во многом аналогично Fire Emblem, в качестве основы игры использовалась личная история с уникальными именами персонажей и главными героями.

Это ещё одно серьезное отличие тактических RPG от стратегий. В тактических RPG часто есть уникальные персонажи и личная история. В игре есть цель, а события и персонажи в рамках истории взаимодействуют с вашими решениями по ходу прохождения, что приводит к разветвлению истории, использованию выбора и последствий, а также личному развитию главного героя, часто имеющего имя. Стратегические игры, конечно, ориентированы на более крупную картину. В них есть выбор и последствия, но они более осязаемы и полностью контролируются игроком. Персонажи безымянны, и у вас редко есть “главный герой”, чаще группа персонажей разных классов.

О тактических RPG

Конечно, в некоторых тактических RPG, например, Disgaea и Tactics Ogrе, можно нанимать безымянных бойцов, но главный сюжет ориентирован на основных персонажей. Часто у этих персонажей уникальные классы и способности, либо особый дизайн, чтобы подчеркнуть их отличие от обычных бойцов в вашем отряде.

В настоящее время TRPG есть не только в Японии. Такие игры, как Fallout Tactics: Brotherhood of Steel, Silent Storm и Temple of Elemental Evil были созданы для PC, а их геймплей сильно ориентирован на тактику. Однако, большая часть этих игр основана на идеях, заложенных в X-Com, поэтому в них уделяется больше внимания стратегическому элементу, чем тактическому. Фактически, большинство PC-игр с геймплеем тактических RPG можно объединить как ответвление жанра RTS, что частично обусловлено их платформой. Стратегии в реальном времени до сих пор считаются эксклюзивным для PC жанром, и их редко удавалось удачно перенести на консоли.

Однако, сегодня мы видим, что многие PC-игры, принадлежащие к жанру TPRG, не содержат большого количества элементов RTS. Наиболее известной из них, пожалуй, является Wasteland 2 от inXile, где тактические сражения составляют основу игры. Другие игры подхватили эстафету и объединяют элементы TRPG не только с RTS, но и с выживанием. Еще один проект с Kickstarter, Dead State, объединяет все рассмотренные элементы для воссоздания сценария зомби-апокалипсиса.

О тактических RPG

Хотя во вступительном абзаце я и говорил о забытой природе тактических RPG, они ни в коем случае не являются забытым жанром. Они очень популярны на портативных консолях, а в Fire Emblem, Tactics Ogre, Final Fantasy и других сериях, например, Growlanser, выходят повторные релизы, римейки и даже новые части, часто впервые на западе. Развитие рынка ролевых игр зависит от развития этих жанров, так как игроки лучше узнают RPG благодаря различной механике.

В настоящее время тактические RPG вырастают из стереотипной точки зрения о них как о “поджанре JRPG”. Возможно, TRPG стали более успешными или популярными из-за консольных ограничений, или на их создание в 1990-х повлияли внимание к сюжетам или простая механика. Многие из этих признаков наиболее популярных игр жанра часто отталкивают некоторых поклонников ролевых игр. Время игры также является барьером, на прохождение большинства представителей жанра может потребоваться минимум 100 часов.

Причина недостаточного освещения TRPG в конце концов сводится к их узкой нише. Другими словами, их основной аудиторией являются преданные фанаты жанра. Однако, принимая во внимание популярность TRPG в своей нише на портативных системах, можно сказать, что без них ролевое сообщество потеряло бы важную часть своей идентичности. Игры типа Fire Emblem имеют такое же право называться ролевыми играми, как Wasteland 2, а их общая в некоторых аспектах игровая механика хорошо иллюстрирует, какими разнообразными могут быть ролевые игры. Поэтому не пренебрегайте тактическими RPG, когда будете выбирать, во что поиграть. Может быть, вы будете приятно удивлены, насколько глубокими и захватывающими могут быть эти игры.

Похожее