Изометрическая RPG со множеством диалогов и в сеттинге потустороннего будущего.

В истории ролевых игр для ПК серия Torment занимает особое место. Любой геймер согласится, что она сильно врезается в память: этакий брат Baldur’s Gate, но только более стильный, серьёзный и с интересами, не ограничивающимися мечами и магией.

Оригинальная Torment оказалась большое влияние на жанр RPG – её отголоски можно найти как в технике чтения душ из Pillars of Eternity, так и в уродливых обитателях игры Fallen London. Но до сегодняшнего дня у неё не было ни одного продолжения. Многие разработчики заимствовали детали из Torment, но никогда не решались на создание полноценного сиквела.

Однако, появилась Torment: Tides of Numenera. Следуя по стопам Pillars of Eternity от Obsidian (как в своё время Planescape: Torment пошла по стопам Baldur’s Gate) и базируясь на том же движке, компания inXile воссоздаёт всё то, что делало оригинал таким особенным. Это изометрическая RPG с открытым миром и множеством диалогов, где каждое следующее действие нужно хорошенько продумывать. В игре присутствует боевая система, но всю сюжетную кампанию можно пройти и без применения силы.

Сеттинг Planescape уступил место Девятому Миру – отдалённому будущему, в котором изначально разворачивались события настольной игры Numenera за авторством Монте Кука. Это довольно креативный взгляд на Землю через миллиард лет, где построенное на осколках сотен цивилизаций общество, напоминает киберпанковое Средневековье. И именно в этих условиях приходятся к месту три закона робототехники Азимова.

Обзор Torment: Tides of Numenera

Здесь есть магия, но она при этом научно обоснована – путешествия во времени, перенос сознания, параллельные вселенные и нанотехнологии. Угадывается влияние Майкла Муркока и Джека Вэнса: Torment – это психоделичная научная фантастика, сильно напоминающая детективы 70-х годов.

Мы появляемся в этом мире в роли Последнего Изгнанника, который получает новую личность, пытаясь отсрочить неизбежную гибель, прямо как кит из «Автостопом по галактике». Вы создание Изменчивого Бога, волшебника из будущего, который переносит своё создание в новые тела, чтобы продлить свою жизнь.

Свои предыдущие тела (других изгнанников) он покидал в моменты, когда они обретали собственное сознание. После каждой смерти мы попадаем в Лабиринт Изгнанников – измерение внутри нашего сознания, где на основе нашей памяти определяется класс персонажа и его основные навыки. А затем мы возрождаемся в городе Сагус Клиффс.

Обзор Torment: Tides of Numenera

За Изгнанниками охотится загадочный убийца по имени Скорбь, и в попытке укрыться от него мы делаем свои первые шаги в Девятом Мире. Однако очень скоро Tides of Numenera раскрывает перед нами историю этого мира и его персонажей, оставляя развитие истории главного героя для дополнительных квестов.
Однако в Tides of Numenera все сюжетные линии соединены так плотно, что порой сложно понять, какие из квестов можно считать главными, а какие – дополнительными. Сагус Клиффс обладает довольно скромными масштабами по сравнению с городами из других RPG, но при этом каждый персонаж и каждая локация важны для продвижения сюжета вперёд.

Каждая сюжетная линия может раскрываться по-разному, в зависимости от стиля игры и принимаемых в том или ином квесте решений. Ваши выборы действительно важны для истории; к примеру, на одном из ранних этапов я принял решение, которое, как я полагал, должно было привести меня к экрану с надписью «Игра окончена», однако оно повернуло сюжет в неожиданном направлении. Если выбрать навык «Чтение мыслей», то, поверьте, это будет не раз обыграно во время прохождения.

Ваши действия влияют и на Волны (которые вынесены в название игры), которые являют собой абстрактное проявление различных аспектов человеческой психики. Красная волна символизирует страсть, а самоотверженность окрашена в золотые цвета. Другие персонажи реагируют на главного героя по-разному, и это зависит от того, в какие цвета его окрашивают те или иные действия.

Обзор Torment: Tides of Numenera

Неспешный темп игры на первых этапах может немного утомить тех, кто не знаком с этим сеттингом. Но мне было вполне комфортно – я уже не раз играл в настольные стратегии Numenera и проштудировал всю историю вселенной. В Tides of Numenera игрока стараются как можно более подробнее познакомить с Девятым Миром и со всеми его особенностями, а потому обучение может занять не один час. Но стоит только освоиться, как темп игры значительно повышается, и к моменту, когда в сюжете появляются первые серьёзные интриги, у вас уже будут все необходимые знания.

Сразу стоит оговориться, это не та RPG, где нужно долго подбирать вещи для героя, основываясь на их характеристиках: подобное свойственно для Pillars of Eternity, но не для Torment. Здесь же относительно простая система навыков предполагает, что мы будем использовать очки силы, скорости и интеллекта для того, чтобы достигать основных целей героя: от простых (забраться на стену) до более сложных (убедить кого-нибудь в своей правоте).

Впечатляет эта система тем, что она прекрасно работает в любых ситуациях. С её помощью можно добывать необходимую информацию в диалогах, выискивать важные для сюжета детали в своей памяти или сражаться с врагами. В опасные моменты в игре включается особая механика, позволяющая использовать боевые навыки, которые на заменяют стандартный набор умений, а лишь дополняют его: ничто не мешает вам выкрутиться из битвы разговорами или просто спрятавшись в укромном углу.

Кратко о производительности на ПК

Поскольку игра выполнена в лучших традициях изометрических RPG 90-х годов, системные требования у Torment: Tides of Numenera довольно скромные. Она отлично запускается на современных системах, показывая быстрые загрузки и стабильную частоту смены кадров.

Девятый Мир при всех своих странностях выглядит более реалистичным, чем сеттинг из Planescape: ваши компаньоны, конечно, крайне необычные, но они всё же люди. В новом Torment уже нельзя выбрать летающий череп в качестве напарника, но это позволяет относиться к игре серьёзнее. Разработчики справедливо решили, что подобные дизайнерские решения должны оставаться в 90-х.

Вместо упомянутых черепов вас ждёт профессор, которую сопровождают её собственные призрачные версии из альтернативных вселенных, девушка с богом в кармане и парень, одержимый (возможно, буквально) желанием превращать любую ситуацию в приключение.

Игре не помешала бы частичка юмора, которая могла бы разрядить особо пафосные моменты, но мне кажется, что качество сценария и глубокая философия, заложенная в Tides of Numenera, выполнены на таком высоком уровне, что игре можно простить недостаток юмора. В итоге мир получился довольно мрачным, но не блеклым, что очень важно.

Обзор Torment: Tides of Numenera

Вопросы вызывает лишь не всегда постоянный художественный стиль Torment. В некоторых моментах всё выглядит прекрасно до последней мелочи, особенно это касается города Блум, который построен в недрах гигантского существа, одновременно находящегося в нескольких измерениях. Но часть локаций смотрятся недоработанными: та же Долина Павших Героев, которая задумывалась как огромный мемориальный комплекс для всех героев прошлого, получилась серой и однообразной. Видно, что разработчики Torment пытались сделать локацию как можно более запоминающейся, но результат, увы, не впечатляет.

Однако компенсируется всё богатой предысторией, которая подаётся огромными порциями. Больше всего Tides of Numenera должна понравиться людям, которые любят читать и готовы действительно вжиться в роль Последнего Изгнанника. Именно на воображении игрока строится весь эффект присутствия в Девятом Мире.

Но когда очарование Torment слегка ослабевает, становятся заметны некоторые проблемы игры. Напарники иногда неестественно двигаются и могут застрять в одной точке; это не влияет на прохождение, но выглядит довольно странно. Некоторым анимациям не хватает плавности, а освещение явно не использует на полную катушку весь потенциал движка: некоторые эффекты, очевидно, должны были быть более яркими по задумке авторов.

Обзор Torment: Tides of Numenera

Разочаруются и заядлые перфекционисты. Это не та RPG, где можно выполнить каждый квест и исследовать каждый угол. Как уже было сказано выше, здесь важно вжиться в роль персонажа, и следовать его истории, а не пытаться выбить все возможные ачивки.

Грустно и то, что Последний Изгнанник за всё прохождение проронил только пару слов. Да и в самой игре редко звучат чьи-либо голоса – отличаются разве что напарники, и то лишь во время сюжетно важных сцен, а сам же протагонист ограничивается краткими фразами, вроде «Я в пути», «Я поднял уровень». И при этом подобранный голос не совсем подходит под описанный образ героя. Хотя, если честно образ Последнего Изгнанника каждый может видеть по-своему, так что к любой озвучке у кого-нибудь обязательно появились бы претензии. Но лично мне это не очень понравилось.

Несмотря на эти проблемы, я крайне впечатлён качеством Tides of Numenera, которая получилась как отличным продолжением моей любимой RPG, так и прекрасным воплощением невиданного ранее сеттинга. Если вы заметили, в данном обзоре я намеренно избегал сюжетных деталей, чтобы не портить вам впечатление от игры. Я уверен, что все фанаты продуманной научной фантастики оценят проект по достоинству, ведь это крайне смелая игра: игра для тех, кто любит читать, и приключение для тех, кто не любит сражения.

Неспешное начало плавно перетекает в глубокомысленное приключение в запоминающемся сеттинге. Отличное продолжение классической RPG.

Похожее