Обзор одного из родоначальников жанра Survival Horror. Как оно играется сегодня, как сильно изменился сам жанр и причем здесь Эдгар По?Сейчас мало кто вспоминает о такой игре, как Alone in the Dark. Некогда успешный проект, задавший моду на игры-ужастики на десять лет вперед, ныне покоится на дне исторического мусорного ведра.«Крутейшие» ракурсы камеры, сбор не нужного, на первый взгляд, хлама, мрачная атмосфера одиночества и загадки, решение для которых можно было отыскать лишь в состоянии трипа – ничего не напоминает? Resident Evil, Silent Hill, а также целая груда пародировавших их игр обязаны своим появлением детищу Infogrames Entertainment. И ведь все могло быть хорошо, если бы серия не сдулась уже к первым своим сиквелам. Но обо всем по-порядку.Сюжет в игре хоть и ощущается вторичных, все же не лишен своих особенностей. История вращается вокруг поместья Дерсето, чей владелец, скажем так, решил «затянуться». Для описи имущества в дом был отправлен наш герой – детектив Эдвард Карнби. Сама история подается методом дневников и записок, но не так, как это принято сейчас: словно какой-то «бумажный тролль» пробежал по локациям и напихал записок в каждую дырку.Все это делается максимально естественно, за что придется расплатиться своей внимательностью – риск не заметить какой-нибудь дневник тут очень высок. Стоит отметить, что хотя разработчики явно метили в традиционную мистику, обстановку они завернули что надо. Здесь вам и старинный особняк с ловушками, и призраки, и демоны, и зомби с оборотнями, и проклятое пиратское золото.AitD подкупает именно такой «пестротой» наполнения, что создает не столько страшную, сколько тягучую и безумную атмосферу…КАК У ТОГО ЖЕ ПО! Да, во многом, игру сравнивают с «Падением дома Ашеров» Эдгара По, хотя, казалось бы, общего там не много. Но как и у По, история делает упор на незащищенность главного героя в таком, казалось бы, безопасном месте, как дом. Нарастающий градус «шизы» позволяет разбавить однотонный мрачняк, с каждым разом подкидывая нам что-то новое: вот призрак в кресле, вот доспехи-убийцы, а вот – огромный слизень в пещере.Плюсом ко всему этому празднику сюжета и атмосферы можно добавить картинку и звук. Несмотря на цветастость картинки, это никак не делает игру «дружелюбнее», а скорее наоборот. Ближайший пример – Пеннивайз из «Оно»: каким бы пёстрым и ярким он не был, милее этот персонаж точно не становится. С музыкой все попроще. Она приятная, атмосферная, местами достаточно жуткая, особенно когда привычный мотив перебивается какими-нибудь пугающими звуками или темой боя.К сожалению (скорее, именно к нему), игра задала моду не только на вышеперечисленные способы подачи материала. Тенденция большинства хоррор-игр тех лет – геймплей, превращающий игрока с беспомощное дитя. Если вы играли в тот же Resident Evil, но ничего нового вы не узнаете. Мы ходим по особняку, разыскиваем различные предметы, решаем неочевидные загадки и временами сражаемся с монстрами. И, пожалуй, отсюда я начну переходить на ругань.Несомненно, человек практически ничто против сил тьмы, но в попытках показать это разработчики явно перемудрили. Первое и главное – углы камер. С технической точки зрения тут все понятно: фоны статичны, ресурсов не хватает. Но ЧЕРТ ВОЗЬМИ, почему камера зачастую попросту перекрывает весь обзор? Да, кинематографично, красиво, однако нужно и меру знать. Есть разница, когда тебе делают сложно, а когда попросту мешают. Камера в AitD чаще делает второе.Про боевую систему сказать особо нечего, кроме одного – упор в игре сделан на ближний бой. И он, на удивление, очень приятный: попадать не сложно, анимация и звук создают четкое ощущение удара. И это в ужастике 1992 года! И все бы ничего, да вот только пришла беда, откуда не ждали. Из-за особенностей движка частота кадров временами прыгает, поэтому не всегда удается угадать момент нанесения удара. Но к этому быстро можно привыкнуть. А вот к чему точно придется привыкнуть, так это к сохранению игры. Ловушек и просто смертельных опасностей в игре столько, что порой становится даже смешно.И уже за это игру можно полюбить. AitD является примером хоррора, который, несмотря на попытки запугать, остается притягательной игрой. Большинство современных ужастиков словно забывают об этом. Мол, если это хоррор, значит ВСЕ должно вгонять вас в панику и состояние фрустрации. Но это не так. Игра должна оставаться игрой, и это то, что последователи AitD постепенно начали терять, идя сквозь время.Все чаще хорроры пытаются давить на атмосферу и страх, переставая развлекать нас. Взять последний Resident Evil. В каком ещё хорроре придётся драться с боссом на бензопилах, приклеить отрубленную ногу целебной жидкостью и защищаться от одержимой жены при помощи топора? Именно таких, казалось бы, не совместимых с ужасами вещей и не хватает в подобных играх.Что же до самой Alone in the Dark, то здесь все несколько печально. Классная задумка, неплохое исполнение, грандиозное наследие…и пустота. Если не вдаваться в полемику, то игре просто не повезло: сиквелы ушли куда-то в приключенческие дебри, перезапуск пострадал от жуткой реализации, а ремейк в последний момент был отменен. Жаль, что такой материал пылится где-то «на чердаке». Хотя, что нам мешает взять старый масляный фонарь, достать револьвер из обувной коробки и пойти за ним…одним…в темноту.