Когда дело касается затерянных игр, довольно редко приходится обсуждать что-то относительно недавнее. В предыдущих статьях мы уже рассматривали не такие старые игры, например, Stranglehold и Deadly Creatures, но игра, о которой пойдет речь сегодня, вышла в 2012 году, и могла бы остаться совершенно незамеченной и никому не нужной. Эта игра – Binary Domain от Sega, научно-фантастический шутер от третьего лица, в который вряд ли много кто играл, хотя бы из-за продаж по всему миру менее 100 тысяч копий.Это достаточно прискорбно, учитывая, что своим происхождением она обязана Тосихиро Нагоси, создателя серии Yakuza, который также работал в качестве руководителя и продюсера над несколькими известными играми, в частности, F-Zero GX/AX для Nintendo и Shenmue для Sega Dreamcast. При создании Binary Domain Нагоси замахнулся ни много ни мало на исследование жизни. Он писал в своем блоге на Destructoid: “Я работал со сценаристом в поиске лучшего пути раскрытия этой темы как с точки зрения драматизма, так и с точки зрения геймплея. Нашим общим решением стали ‘роботы’. Я думаю, нам удалось создать беспрецедентный сюжет, даже несмотря на то, что игр и фильмов с роботами уже много.”В результате появился шутер от третьего лица, сочетающий Blade Runner и Gears of War. Действие игры происходит в антиутопической Японии в 2080 году. Мир подвергся сильному затоплению вследствие глобального потепления, и оставшиеся правительства используют в качестве основной рабочей силы роботов, так как большая часть населения мира погибла. В центре сюжета игры – японская корпорация Amada, нарушившая правила “Новой Женевской Конвенции”, создав похожих на людей роботов под названием “Пустые дети”. Когда один из них нападает на важную американскую компанию Bergen, мировые правительства отправляют в Японию специальную команду – “Ржавую бригаду” – которая получает задачу установить источник появления этих роботов.Сам по себе сюжет довольно простой, и это хорошо, потому что без соответствующего сеттинга он мог бы стать слишком мудреным. Мир, созданный Нагоси и Sega для Binary Domain – идеальная научно-фантастическая антиутопия, хотя Нагоси и не поклонник этого жанра. Полностью признавая, что он не фанат роботов, Нагоси посчитал, что незначительный интерес к этой теме позволил ему больше сосредоточиться на драматизме, а не на самой игре, что заметно по необычному сочетанию геймплея и кинематографичных сцен.В некоторых сценах удалось просто фантастически раскрыть тему игры, в частности, во вступительных роликах нападения на компанию Bergen, где мы впервые встречаем главного героя Дэна Маршалла и ходячий стереотип “горы мышц” Роя “Большого Бо” Боатенга. А интернациональный состав персонажей, часто прописанных с наигранными акцентами, задает необходимую для понимания игры основу.Критиковать Binary Domain за подобные недостатки очень легко. Персонажи игры откровенно стереотипные, от Троя Бейкера с его уличным британским сленгом до громогласного чернокожего специалиста по тяжелому вооружению. Диалоги в изрядной степени надуманные, а попытки отразить характеры обычно достаточно поверхностные. Нагоси попытался объединить эти элементы, но оказался скован жанровыми клише, и в итоге сам того не желая создал довольно посредственную научно-фантастическую игру.Сходства с Gears of War здесь прослеживаются не только в плане механики, но и в относительно несвязном сюжете, который подается на протяжении игры, а также обрывочных попытках показать характеры персонажей в перерывах между перестрелками.По иронии судьбы игра требует от нас разбираться в сюжете – предполагается, что между боями мы будем разговаривать со своими боевыми товарищами и пытаться построить хорошие отношения через примитивную систему доверия. Эти отношения могут повлиять на определенные элементы концовки, в том числе, кто выживет или умрет, а кто предаст вас в последнем бою. Кроме того, здесь попытались вывести такое общение на новый уровень через систему голосовых команд, но она была плохо реализована и редко функционировала адекватно.Довольно интересное решение, своего рода попытка усилить накал драмы в зависимости от собственных моральных принципов игрока. Хорошая идея, но плохо реализованная из-за достаточно поверхностных диалогов – каждый из них в той или иной степени сводится к ответу “да” или “нет” исходя исключительно из того, что ваш товарищ хочет услышать.Забавно, но безумие основной сюжетной линии построено на философской теме жизни, которую Нагоси хотел сделать в игре основной. Она задает простой вопрос “что делает нас людьми?” и самым разным образом испытывает восприятие человечности игроком. Многие повороты сюжета очень предсказуемы, но Нагоси продолжает возвращаться к этому философскому вопросу, а попытки Маршалла и остальной “Ржавой бригады” на него ответить по ходу игры становятся ключевым элементом сюжета.Это поразительный вопрос, и ответ на него связан с основной сюжетной линией. Один из наиболее ярких примеров – французский робот Каин, единственный андроид в “Ржавой бригаде”. Он – будущее подобных подразделений, своего рода “мастер на все руки”, способный отстаивать свои интересы против других роботов. Конечно, он излишне крут, почти как “любимчик автора”, но именно социальные проблемы создают ему интересный образ. Каин еще учится справляться с человеческими эмоциями, потому что в конце концов он вынужден принимать человеческие решения или буквально “потерять себя”.Но если в плане атмосферы Binary Domain несколько нестройная, то ее геймплей практически идеален. Это не просто тир в стиле Gears of War – здесь гораздо более тактически продвинутый искусственный интеллект. В напряженных перестрелках вы можете отдавать своему отряду приказы на удержание позиции, штурм, прикрытие и многие другие действия. Все ваши враги – роботы, каждый со сложным и продуманным дизайном.Значительный вклад в концепцию игры вносит алгоритм поведения роботов, построенный по принципу иерархического конечного автомата (HFSM – Hierarchical Finite State Machine), созданный ведущим программистом Такаси Атсу. При помощи HFSM Атсу и команда Sega смоги использовать ряд “чипов искусственного интеллекта”, управляющих решениями врагов в соответствии с несколькими факторами, включая их состояние и окружающую обстановку.Добавьте к этому проработанную механику шутера от третьего лица, и поймете, почему в Binary Domain так интересно играть. Кроме того, это довольно сложная игра, главным образом из-за сражений с боссами и непреодолимых трудностей, постоянно возникающих перед игроком. Бои с боссами следуют стандартной схеме “стреляй в слабое место”, но креативность роботов и их дизайн способны устроить неподготовленному игроку настоящее испытание. Может быть, сюжет игры – второсортная фантастическая история, но играть в нее очень весело.Именно в этом и заключается очарование Binary Domain. Это не самая глубокая игра в мире – хотя она и пытается такой быть – но точно одна из самых интересных. Несмотря на то, что отзывы в целом были выше среднего, особых успехов она не добилась – за два месяца было продано примерно 20000 копий в Северной Америке и около 80000 в Японии. Такие значения явно говорят о том, что мы можем больше не увидеть Binary Domain, а Нагоси в последнее время полностью ушел в серию Yakuza.Но при всех ее недостатках в Binary Domain все-таки стоит поиграть. В 2015 году Джон Грегори из Game Informer в короткой заметке помечтал о сиквеле, утверждая, что игра была одним из лучших шутеров от третьего лица в предыдущем поколении. Может быть, в будущем Binary Domain будет возрождена – у нее определенно есть потенциал, а концовка достаточно открытая для продолжения. Однако, на данный момент это, пожалуй, одна из самых новых игр, получившая звание забытого хита.