Пора вспомнить глупые повороты, испортившие отличные игры – от Fallout 3 до Yakuza 0.

Давайте сразу начнём с лучшего сюжетного поворота. Речь о «Шестом чувстве», в концовке которого становилось понятно, что если подождать 20 лет с релиза фильма, то мы постепенно осознаем, что М. Найт Шьямалан на самом деле всё это время был отвратительным сценаристом. Поистине гениальный мета-комментарий, опередивший своё время.

Впрочем, это фильмы. Видеоигры же, как правило, полагаются на то, что игрок может предугадать. Например, если в Doom на нас выпрыгивает парочка импов, мы можем предугадать, что прямо сейчас они начнут бросаться в нас огненными шарами. Если мы заходим в комнату, доверху набитую аптечками и патронами, мы можем предугадать, что за следующей дверью спрятался босс. Если в тайтле Хидео Кодзимы нам дали побегать больше 5 минут, мы можем предугадать, что впереди нас ждут 45 минут кат-сцен. Таким образом, мы прекрасно знаем, чего ожидать от той или иной игры, и раз за разом возвращаемся в них, чтобы получить уже знакомые чувства.

Поэтому, когда игра проворачивает нечто, чего мы не смогли предугадать, это обычно очень приятный сюрприз. Мы думаем: «Ух ты! А это очень смелая игра, и она куда глубже, чем я изначально предполагал. Я очень рад, что попался на её крючок и получил удовольствие от мастерски составленного неожиданного поворота».

Но вот вам ещё один поворот: далеко не у каждой игры получается провернуть подобное. И в качестве примеров вас ждёт 8 проектов, которым удавалось притворяться умными вплоть до того момента, когда они решали удивить геймеров своими откровенно глупыми сюжетными поворотами.

Fallout 3 – Он же буквально стоит рядом

   Fallout 3 – Он же буквально стоит рядом

Внимание, загадка. Как сделать героическое самопожертвование главного героя, отправившегося в глубины очистителя воды и получившего смертельную дозу облучения радиацией, бессмысленным и глупым сюжетным решением, которое выглядит так, будто бы сценаристы Fallout 3 во время разработки вообще не общались друг с другом?

Очень просто. Разрешить протагонисту взять в напарники зелёную гору мышц, которой радиация нипочём, и которая способна без проблем прогуляться по очистителю, повернуть нужный рубильник, по пути вздремнув там, где обычный человек не продержался бы и минуты, а затем вернуться на поверхность, даже не запыхавшись.

В защиту Bethesda стоит сказать, что бесплатное дополнение Broken Steel исправило эту проблему. С другой стороны, своими дальнейшими релизами Bethesda дала нам понять, что темы и лор Fallout имеют для студии такое же значение, как и лояльность игроков. То есть никакого.

Metal Gear Solid 2 – Бессвязный бред в радиоэфире

Metal Gear Solid 2 – Бессвязный бред в радиоэфире

Если вы решили, что ниже речь пойдёт о сюжетном повороте, в результате которого протагонистом игры оказывался Райден, то вы ошиблись. Это на самом деле гениальное решение, отлично вписывающееся в тематику Metal Gear Solid 2, которая деконструировала саму концепцию сиквелов. В интернете можно наткнуться на тысячи страниц, утверждающих, что это худший сюжетный поворот в истории. Эти страницы стоит распечатать и сжечь дотла, чтобы они больше никого не сбивали с толку.

В MGS2 был всего один глупый поворот – сцена, в которой полковник Рой Кэмпбелл начинал нести бессвязную чушь, давая нам понять, что Райден всё это время общался с искусственным интеллектом. Главный козырь игры раскрылся слишком рано, из-за чего следующий сюжетный поворот, связанный с симуляцией Солида Снейка, уже не вызывал должного эффекта. Кодзима, конечно, гений, но его тяга к матрёшкам из сюжетных поворотов приводит к тому, что второстепенные твисты перетягивают на себя всё внимание игроков и не дают им в полной мере насладиться действительно значимыми поворотами.

Devil May Cry 5 – Сомнительная игра слов

Devil May Cry 5 – Сомнительная игра слов

Devil May Cry 5 была довольно умной игрой. И дело не в неплохой истории или качественном дизайне уровней, а в том, что игра отлично знает, чего от неё ждут фанаты – зрелищных сражений с десятками эффектных комбо. Кто-то сравнивает боевую систему DMC5 с балетом, а кто-то видит в ней комичные, нелепые, но вместе притягательные и самозабвенные танцы в амбаре, где персонажам не хватает разве что ковбойских шляп.

В сюжете часто упоминается культовый поэт эпохи романтизма Уильям Блейк. И в этом нет ничего плохого. Но определённые вопросы вызывает сцена, в которой Уризен (демон, будто бы сошедших со страниц фанфиков по Блейку) оказывается братом Данте и его вечным противником – Вергилием. Сопровождается это словами: «Он – твоя причина сражаться».

Уризен (Urizen). Твоя причина (Your reason). Имя и фраза настолько созвучны в английском языке, что игрокам здесь нечего было предугадывать – разработчики позаботились о том, чтобы всё было очевидно с первых же минут прохождения. Почему бы тогда и вовсе не свести все сюжеты в серии DMC к противостоянию Данте и Вергилия? Можно сделать пару-тройку арен для сражений с мобами, а между ними расставить сегменты с танцевальными битвами братьев. Отличная же идея, нет?

Final Fantasy 8 – Ленивая предыстория

   Final Fantasy 8 – Ленивая предыстория

Во многих тематических подборках концовку Final Fantasy 10 называют худшим сюжетным поворотом в серии, подчёркивая, что вся показанная в игре история фактически была сном. Ничего подобного в игре не происходило, а в заблуждениях фанатов частично виновата неудачная адаптация от не самых внимательных переводчиков. Если заглянуть на посвящённые проекту форумы, то можно найти подробный разбор концовки, где объясняется, что Тидус на самом деле был призываемой сущностью, как эоны. Серьёзно, потратьте несколько минут и поймёте, что финал истории более чем логичен.

А пока мы перейдём к самому глупому сюжетному повороту франшизы, который засветился в Final Fantasy 8, где в какой-то момент выяснялось, что все центральные персонажи вместе росли в одном приюте, но забыли об этом из-за того, что монстр промыл им мозги. Само собой, амнезия – это избитый приём, который уважающие себя сценаристы стараются не использовать, но хуже всего в данном повороте то, насколько он сужает общий масштаб истории. Вместо шести насыщенных предысторий мы получаем одну, и та выглядит притянутой за уши, резко вырывая из погружения в вымышленный мир.

Doom Eternal – Все намёки на сюжетную линию

Doom Eternal – Все намёки на сюжетную линию

Doom 2016 поразила игровую общественность, взяв некогда уничижительную фразу «спинномозговой шутер» и превратив её в свой главный девиз. Перезапуск культовой серии раз и навсегда доказал, что хорошей игре в общем-то и не требуется ничего кроме безостановочного отстрела многочисленных порождений ада.

Экшн в Doom 2016 очень редко прерывался на демонстрацию сюжета, а сама игра не брезговала проламывать четвёртую стену, ехидно подмигивая нетерпеливым геймерам, которым хотелось как можно скорее ввязаться в очередную перестрелку. Это не значит, что мир в Doom был слабо проработал, или что создатели не уделили внимание лору вселенной. Просто сюжет в игре был полностью опциональным.

Однако Doom Eternal стала одной из самых смелых игр 2020 года как минимум по одной причине: она почему-то решила, что игрокам не наплевать на сюжет в Doom. И относиться к такому смелому выводу можно по-разному. Да, перед нами всё еще отличная игра от авторов, которые отказываются почивать на лаврах и пробуют что-то новое. У них уже имелась рабочая формула, но они решили улучшить её, чтобы сделать итоговый проект ещё более привлекательным. Вот только в случае с Doom разработчикам следовало бы придерживаться золотого правила: если экспозиция не помещается в двух-трёх строчках, то от неё стоит избавиться, чтобы не рушить темп шутера.

Mass Effect 3 – Нет времени объяснять

Mass Effect 3 – Нет времени объяснять

Слишком лёгкая добыча и очевидный кандидат на место в нашей подборке? Бесспорно. Но разве лёгкая добыча не может быть вкусной? Так почему бы нам в лишний раз не вспомнить, насколько нелепой была сцена с голографическим ребёнком из Mass Effect 3?

«Итак, у нас есть серия с парочкой запутанных научно-фантастических диалогов, которая в основном посвящена теме товарищества и дружбы. Как нам её закончить?» – спросил как-то один из разработчиков. «Конечно, запутанным научно-фантастическим монологом!» – ответил второй. И его зачем-то поддержали.

Франшизу Mass Effect полюбили отнюдь не за рассуждения на философские темы касательно предназначения показанной в ней вселенной. Основной шарм серии заключался во взаимодействиях нескольких десятков колоритных персонажей, их личных драмах, а также в конфликтах представителей разных рас. Ничего этого в финале с голограммой не присутствует.

Да, в дальнейшем мы получили прекрасное дополнение Citadel, в котором создатели попытались сгладить острые углы и снизить общее недовольство фанатов трилогии. Но ужасная концовка стала бы ещё лучше, если бы в ней появился Луиджи из Haunted Mansion и расправился бы с Катализатором с помощью своего пылесоса.

Fire Emblem: Three Houses – Слишком очевидные мотивы Эдельгард

Fire Emblem: Three Houses – Слишком очевидные мотивы Эдельгард

Вы помните Эдельгард? Ту героиню, которая несколько монологов подряд говорила о власти и о том, как ей неприятны все церковные устои. Да-да, ту самую, которую при любом удобном случае не слишком аккуратно привязывают к образам и темам, подозрительно напоминающим фашистские. Так вот, вы, возможно, удивитесь, но она задумала что-то недоброе.

Спасибо, авторы Three Houses. Если бы не ваши толстые намёки, мы бы ничего и не поняли.

В защиту Three Houses стоит сказать, что игра довольно неплохо прорисовывает разные стороны конфликта, не выставляя ни одну из них абсолютным злом. К сожалению, для этого ей приходится жертвовать некоторыми важными сюжетными поворотами, и зависит это от того, с какой стороной вы решите заключить в союз. В частности, разрыв Эдельгард и церкви всегда остаётся неизменным, но события, подводящие к этой точке, могут меняться. Усложняется это ещё и тем, что сюжетные арки в Three Houses фактически остаются незаконченными, и полную картину приходится самостоятельно собирать по кусочкам из разных сюжетных линий, которые порой ещё и противоречат друг другу.

Независимо от выбранного рута общая история оставляет ощущение недоделанности. Несмотря на это, Three Houses всё же остаётся хорошей RPG, и, что самое интересное, рут Эдельгард – лучший из всех предложенных.

Yakuza 0 – Эй, да это моя сестра!

Yakuza 0 – Эй, да это моя сестра!

Почти во всех отношениях Yakuza 0 – это настоящий мастер-класс по подаче истории в видеоигре. Данный коктейль из симулятора жизни, файтинга и RPG с усердием дворецкого всегда пытается как-то удивить или развеселить игрока и оставить у него положительные эмоции (причём этот дворецкий в нужные моменты сменяется клоуном, а тот – маститым рассказчиком). Игра обладает настолько непоколебимой уверенностью в том, что ей по умолчанию удастся сохранить нашу эмоциональную вовлечённость, что она не боится вставлять заведомо гротескные сцены в серьёзные миссии только ради того, чтобы мы улыбнулись. В конце концов, авторы Yakuza 0 понимают, что персонажей, которые никогда не веселятся, сложно назвать полноценными.

Не боится игра и поднимать тяжёлые и мрачные темы – основная история так или иначе затрагивает торговлю людьми, расизм и сексуальное рабство. Но не даёт она толком осмыслить эти темы, как подбрасывает нам другие сюжетные повороты.

Сцена, в которой выясняется, что Макото Макимура – это сестра Тачибаны, втиснута между двумя важными сюжетными поворотами, из-за чего осмыслить её толком не получается. Конечно, сдержанность и Yakuza 0 – это слова, которые редко встречаются в одном предложении, но именно этому сюжетному ходу не помешала бы более грамотная реализация.


Похожее