В видеоиграх мы любим всё взрывать, но как же разрабатываются эти захватывающие визуальные эффекты?Взрыв – это один из самых ослепительных эффектов в гейминге. Уже во времена Doom, где бочки с токсичными отходами превращали демонов в кровавый суп, разработчики стремились сделать взрывы больше, масштабнее и динамичнее. Сегодня взрывы появляются во множестве форм и выполняют множество задач: от начала революции в Just Cause до вызова цепной реакции в Divinity: Original Sin.Взрывы могут изменятся в размере, форме и цвете в считанные секунды. Игрок может вызвать их кучей разных способов и тем самым радикально изменить игру. Но как студиям разработки игр удается сделать их такими буйными и потрясающими?Крис Джадкинс – главный дизайнер визуальных эффектов для Just Cause 4. Эта игра продолжает традицию франшизы и дает много возможностей поиграться со взрывами. Джадкинс утверждает, что хороший взрыв начинается с проведения исследования.«Взрывы ведут себя совершенно по-разному в зависимости от того, что именно взрывается, – говорит он. – Топливо и бензин производят темный пенящийся дым, который очень долго остается в воздухе, в то время как пропан горит быстро, ярко и бурно. Если учесть все эти факторы и применять их на протяжении всей игры, взрывы будут казаться более реалистичными.»Вне зависимости от того, над каким взрывом работает дизайнер спецэффектов, успех всегда будет зависеть от поведения частиц на определенном движке. – Частицы определяют не только внешний вид взрыва, но и его движение, – продолжает Джадкинс. – Даже в самой реалистичной игре мы применяем множество стилистических решений, чтобы взрывы сильнее влияли на игровой мир и вызывали вау-эффект, как в голливудских фильмах.Как правило, в начале эффект задается точками в пространстве, «чтобы определить время начала взрыва и его движение», как объясняет Джадкинс. Огонь и дым добавляют позжqе. Также важно отметить, что, хотя большинство взрывов используют приблизительно одну и ту же анимацию, они часто работают на дополнительной симуляции в реальном времени.“Они должны реагировать на множество внешних факторов. Взрыв будет выглядеть по-разному на различных поверхностях или под ветром различной скорости”, – подмечает Джадкинс. – “Сложная симуляция частиц помогает нам создавать эффекты, которые изменяются во всех этих ситуациях”.Преодолев этот шаг, дизайнер может сделать взрыв еще более впечатляющим с помощью множества способов. Чтобы взрыв выделялся, нужно нечто большее, чем просто частицы – подергивание камеры, вибрация в контроллере и полноэкранные эффекты вроде размытия и изменения цветовой гаммы позволяют максимально улучшить погружение.Разработка взрывовЭто базовая схема, по которой команда Just Cause 4 создает свои взрывы. Но стоит отметить, что разные разработчики используют разные подходы к разработке взрывов. Divinity: Original Sin II сильно отличается по стилю и атмосфере от Just Cause, но все равно использует предостаточно взрывов в пошаговых сражениях.Как и команда, работающая над Just Cause 4, студия Larian начала разрабатывать взрывы с помощью референсных фотографий из реальной жизни. Но они используют частицы немного иначе. – “На других движках частицы имитируют дым различными способами, например, с помощью изменения направления света”, – говорит Тиффани Франшом, дизайнер спецэффектов в Larian.Взрывы в Divinity создаются с помощью «излучателей» частиц (что-то вроде невидимых фонтанов с частицами) с различными параметрами, такими, как масштаб и скорость распространения частиц. – “Взрывы включают в себя несколько составляющих, которые могут принимать различные формы: где-то это большое облако дыма, где-то просто взрывная волна, и так далее”, – добавляет Франшом.Разумеется, дело не ограничивается только визуальной составляющей.СТРУКТУРА ВЗРЫВАЧастицыОсновой каждого взрыва является система частиц. Изначально взрывы представляли собой набор анимированных спрайтов, но теперь анимация совмещена с симуляцией частиц, в результате чего взрывы реалистично реагируют на другие внутриигровые элементы, например, на погоду.ВизуализацияКаждый взрыв уникален. Команда Just Cause сначала наблюдает за взрывами из реальной жизни. – Много времени уделяется настройке анимации, цветов и продолжительности взрыва, чтобы убедиться, что он будет выглядеть четко и впечатляюще как вблизи, так и издалека, – говорит дизайнер спецэффектов Крис Джадкинс.ЗвукЗвук взрыва так же важен, как и его внешний вид. Аудио Эффекты тоже создаются по образцам из реальной жизни, которые звукооператор сочетает таким образом, чтобы они вписывались в игру. Затем их нужно синхронизировать с внутриигровыми эффектами и сбалансировать так, чтобы звук исходил из нужного источника.СистемыПомимо внешнего вида и звука, важно учесть влияние взрывов на их окружение. – “Взрывы тесно связаны с физическими законами, и поэтому взрывная волна отбрасывает или ломает здания или деревья вокруг”, – объясняет Джадкинс.Вне зависимости от того, насколько впечатляюще выглядит визуальный рендер взрыва, он не сможет произвести должный эффект без сопутствующего ему крутого звука, и здесь работа переходит в руки аудио дизайнера. – “Чтобы создать реалистичный звук взрыва, недостаточно просто найти хороший звуковой эффект”, – говорит Марсель Зинатуллин, аудиодизайнер из студии Larian. – “Огромное значение имеет то, как звук вводится в игру и воспроизводится в ней. И, чтобы достичь успешных результатов, мы используем различные хитрые приемы”.Если частицы отвечают за то, как выглядит взрыв, то аудиобиблиотека отвечает за то, как он звучит. – Чтобы создать мощные и интересные звуковые эффекты, мы используем специальные аудиобиблиотеки, в которых собраны всевозможные звуки настоящих взрывов, записанных профессиональными звукооператорами. Позже мы редактируем этот материал и подгоняем его под графику и геймплей.Когда нужный эффект получен, звукооператор внедряет этот звук в игровой мир, синхронизируя аудиодорожку с визуальным эффектом и балансируя ее таким образом, чтобы звук был слышен в нужном месте относительно игрока. После этого саунд-дизайнер может начать добавлять креативные детали.“Один из приемов, который мы использовали – последовательности взрывов на больших площадях. Вместо одного большого взрыва мы делали несколько маленьких отдельных взрывов, последовательно появляющихся друг за другом, и это выглядело и звучало гораздо интереснее и динамичнее”, – объясняет Зинатулин. – “Еще один важный прием – динамичное сведение. Когда в игре происходит взрыв, он в реальном времени заглушает другие звуки: чириканье птиц, стрекотание насекомых и прочие шумы окружающей среды. И этот динамичный контраст позволяет сделать акцент на взрыве”.Вот таким образом аудио- и визуальная составляющая вместе создают взрыв. Но взрывы в видеоиграх выполняют не только эстетическую функцию. В большинстве случаев, они влияют на состояние игры, разрушают объекты и меняют их состояние. Для этого нужны дизайнеры систем.В Divinity есть две основные категории взрывов. Взрывы первого типа появляются благодаря заклинаниям. Вторые генерируются взаимодействиями разных элементов с помощью инновационной системы поверхностей.“В первом случае нужно просто применить соответствующий визуальный эффект и наложить внутриигровые эффекты на подходящие объекты в определенном радиусе”, – объясняет Ник Печенин, дизайнер систем в студии Larian. Звучит просто и понятно, но на деле это может вызвать необычные последствия. В конце концов, мы же говорим о Divinity. – “Наши взрывы способны не только наносить урон и накладывать дебаффы, но и взаимодействовать с системой поверхностей и делать такие невероятные вещи, как, например, превращение всех игроков в радиусе взрыва в коров”.Взрыв второго типа случается, когда две поверхности, например, огонь и бензин, смешиваются вместе. Система вычисляет результат этой комбинации и заменяет огонь и бензин на небольшое облако взрыва. Облака пара или дыма накладываются вторым слоем. Облако взрыва ведет себя как любое другое облако, за двумя исключениями: оно всегда находится в реальном времени и может повлиять на персонажей только один раз.Одно из самых увлекательных свойств взрыва заключается в том, что он может привести к другим взрывам, и поклонники Divinity: Original Sin или Just Cause это подтвердят. – “Когда игрок направляет фаерболл в бочку с топливом, происходят три взрыва”, – говорит Печенин. – “Сначала взрывается фаерболл, нанося огненный урон и создавая поверхность огня. Затем под воздействием огненного урона взрывается бочка. Когда топливо вытекает из бочки и сталкивается с поверхностью огня, появляется облако взрыва”.Такие цепные реакции вызывают восторг в любой игре. Но в тоже время они могут стать настоящей головной болью для разработчика, поскольку каждый последующий взрыв нуждается в дополнительной мощности процессора. Поэтому разработчики стараются предвидеть, сколько взрывов может вызвать игрок намеренно или нечаянно, и компенсировать производственные затраты.Взрывной городокВ Divinity это не представляет из себя проблему, так как каждое сражение происходит на определенной ограниченной территории. Следовательно, есть предел тому, сколько хаоса может вызвать игрок. Но в Just Cause разрушительный потенциал игрока гораздо менее ограничен, так что движку нужно держать все под контролем.“Наш движок проделывает много работы, следя за тем, какие эффекты оказывают большее влияние на игру в данный момент, в зависимости от того, где игрок находится и в каком направлении он смотрит, – говорит Джадкинс”. – “Когда на экране происходит много вещей сразу, ресурсы движка переключаются на взрывы, чтобы они смотрелись более плавно, а фоновые эффекты вроде водопадов и порывов ветра отходят на задний план – совсем как со звуком”.Таким образом, взрывы в видеоиграх – это нечто большее, чем просто крутой спецэффект. Они являются воплощением коллективного характера разработки игр. Для создания этих мимолетных событий, которые должны выглядеть потрясающе и при этом находится в постоянном движении, нужны силы талантливых дизайнеров с тремя (как минимум) разными наборами навыков. В самом деле, разрушительные взрывы в видеоиграх являются символом пламенной креативности.