Вернёмся на суровые улицы Grand Theft Auto 4.В это воскресенье Grand Theft Auto 4 исполняется десять лет (он вышел позже на ПК, как это обычно бывает у Rockstar). Я помню волнующий первый трейлер, стильный закос под «Койяанискаци» Годфри Реджио: виды Либерти-Сити в ускоренной съемке под Pruit Igoe Филипа Гласса. И именно эти образы приходят на ум, когда я думаю об этой игре, а не Нико Беллик, или «Трилистник», или что всем обычно представляется. Я вижу громадины из бетона и стекла, между которыми снуют желтые такси, солнце, окутывающее небо туманным светом, и ни с чем не сравнимые оттенки оранжевого и холодного голубого.Вид на центр Алгонквина с Франкфорт-Авеню.Либерти-Сити уже появлялся дважды в серии игр GTA, в виде сверху в первой игре и в примитивном 3D в Grand Theft Auto 3. В последнем сеттинг был по-своему запоминающимся, но он не был похож на город, на котором он был основан. Однако в четвертой части Rockstar создали город, который не только выглядит как Нью-Йорк, но и отражает его особую атмосферу и культуру. Это, возможно, один из самых впечатляющих выдуманных городов, и я задался вопросом, пройдет ли он проверку временем десять лет спустя. Так что я снова вернулся в него.После более чем 100 часов в окружении песчаных пляжей, особняков на склоне холмов и тихих гор Лос-Сантоса и округа Блейн, серое городское пространство Либерти-Сити ощущается совершенно иначе. Самое поразительное то, насколько больше оно выглядит, хотя на деле Либерти-Сити в три раза меньше Лос-Сантоса. Это из-за того, что угол обзора камеры увеличивается, когда вы смотрите вверх, поэтому небоскребы кажутся невероятно высокими. Такое же ощущение у меня возникает, когда я нахожусь в Нью-Йорке: голова кружится, когда мой мозг пытается вычислить, насколько далеко возвышаются эти здания.Яркие вывески Звездного проспекта.Лос-Сантос почти всегда выглядит ярким и оживленным, но Либерти-Сити гораздо более сдержанный и однотонный. Цвета меняются от бледно-голубых днем до темных оттенков сепии вечером с проплывающими иногда серыми облаками. Это придает всей игре совсем другое, более пессимистичное настроение, которое отражает мрачный сюжет. Четвертая часть временами кажется чересчур мрачной и серьезной, особенно по сравнению с пятой, но, нравится вам это или нет, здесь рассказана более жесткая история, которая обретает смысл в такой обстановке.Статуя Счастья держит чашку кофе вместо факела.Либерти-Сити разделен на четыре района – Алгонквин, Брокер, Дюкс и Бохан, каждый из которых имеет свои уникальные особенности. Алгонквин – это интерпретация Манхэттена: шумное скопление небоскребов с достопримечательностями, такими как Роттердамская башня и Миддл-парк, которые основаны на Эмпайр-Стейт и Центральном парке соответственно. Этот вид манит вас издалека, пока вы находитесь в Брокере первые несколько часов. Вас не кидают сразу в гущу событий, поэтому момент, когда вы наконец добираетесь до сердца города, становится действительно увлекательным. Звездный проспект все еще лучше всего выглядит ночью, и именно здесь вас повергают в шок огромные здания, устремленные в небо.Один из многих городских жилых районов.А на западе находится Олдерни, прототипом которого является Нью-Джерси. Хотя это, по факту, отдельный город, он все еще ощущается частью Либерти-Сити. Здесь располагается множество заводов и фабрик и клубхауз «Пропащих». Отличия в атмосфере и архитектуре каждого района создают обманчивое впечатление, словно Либерти-Сити гораздо больше, чем он есть на самом деле, что всегда хорошо удавалось Rockstar. Похожего эффекта удалось добиться в Red Dead Redemption, который, к сожалению, все еще не вышел на ПК. Тем не менее, когда смотришь на город с высоты птичьего полета, немного странно осознавать, что он окружен океаном, а не находится на континенте.Магазин на Гальвестон-Авеню в Алгонквине.Episodes From Liberty City – это самостоятельный спин-офф с дополнениями The Lost and Damned и Ballad of Gay Tony, которые дают вам два очень разных представления о городе. Удивительно, что эти дополнения придают сеттингу свежести, даже если вы уже потратили 50 часов на историю о Нико. Город позволяет вам окунуться в разнообразные субкультуры – клубы в Gay Tony, банды байкеров в Lost and Damned – и это придает ему многогранности. Жаль, что мы не увидели нечто подобного для пятой части, потому что Лос-Сантосу и прилегающей к нему местности просто необходимо больше подобных сюжетных ответвлений. Отдельное спасибо GTA Online за это.Машины на Джейд-стрит, направляющиеся к Звездному проспекту.Либерти-Сити еще и наполнен потрясающими звуками, и мне кажется, что звукорежиссеры из Rockstar North заслуживают большей похвалы. Конечно, трудно оценить это великолепие, когда рассекаешь под Edge of Seventeen Стиви Никс или стреляешь по кому-нибудь из автомата, но иногда стоит ненадолго остановиться и вслушаться. Гул машин, пиканье мобильных телефонов и полицейские сирены вдалеке составляют захватывающий звуковой пейзаж.Алгонквинский мост, основанный на реально существующем Манхэттенском мосту.Конечно, Лос-Сантос и округ Блейн определенно превосходят Либерти-Сити, когда дело касается деталей. Улицы Либерти-Сити кажутся пустыми и безжизненными, да и неигровые персонажи ведут себя однообразно. Но не стоит забывать, что пятая игра – это результат десятилетнего прорыва в области игровых технологий, так что такая разница между двумя частями оправдана. Важнее всего то, что в художественном плане Либерти-Сити совсем не устарел. Это все еще выразительное, атмосферное пространство, искусно передающее дух города, на котором оно основано. Я не знаю, в каком направлении GTA пойдет дальше (лично я мечтаю об осовремененном Vice City, оправившемся от влияния 80-х), но я в любом случае с нетерпением жажду увидеть еще один неповторимый виртуальный город.