Хотя их и не так много, но симулятор погружения – пожалуй, один из самых интересных игровых жанров. Давайте рассмотрим их и подчеркнём лучшие моменты.

Симуляторы погружения – один из самых эксклюзивных жанров компьютерных игр. За всю историю видеоигр было разработано лишь около двух десятков такого рода симуляторов. И, по крайней мере, четверть из них впоследствии будут считаться одними из лучших когда-либо созданных игр.

И в этом нет ничего удивительного. Симуляторы погружения по своей природе являются сложными и амбициозными проектами. Такие игры объединяют элементы FPS, RPG, платформера и стелса в единое целое.

Каждая игра по-своему меняет акцент этих компонентов, но есть некоторые отличительные особенности, которые отделяют их от остальных жанров.

Они всегда от первого лица, они отличаются проработанным дизайном локаций и поощряют свободный геймплей, предоставляя игроку широкий набор инструментов для достижения поставленных целей.

В этом месяце я проследил историю развития данного жанра, вспомнив десяток из его лучших и самых ярких примеров. Примеров, являющихся как воплощением, так и не самыми удачными экспериментами в такого рода жанре. В списке присутствуют как знаменитые, так и малоизвестные, но по-своему увлекательные игры.

1992: Ultima Underworld

1992: Ultima Underworld

Задуманный Полом Нейратом, который позже стал соучредителем Looking Glass Studios, Ultima Underworld был идейным продолжателем RPG от первого лица Dungeon Master на Atari ST.

Тем не менее, вместо разработки другой RPG, Нейрат хотел погрузить игрока в ощущение исследования опасного и коварного подземного лабиринта.

Даже по сегодняшним меркам Underworld является удивительно амбициозным, спортивным и открытым 3D-миром, где сюжетные квесты могут быть выполнены игроком в любом порядке.

Underworld включает в себя как рукопашный, так и дальний бой в реальном времени, включая магическую систему с десятками заклинаний, многие из которых можно изучить только путем экспериментов с расстановкой рун.

История симуляторов погружения

Вам так же придётся есть и спать, чтобы продолжить прохождение. И всё это за 20 лет до появления современных симуляторов выживания.

Главная фишка игры: игровая карта открывается постепенно и только в том случае, если вы пройдёте новые области с источником света, создавая ощущение, что вы действительно находитесь в тёмном подземелье.

1999: System Shock 2

1999: System Shock 2

System Shock изначально носивший название Looking Glass, унаследовал основную идею из Ultima Underworld, и перенёс её в научную киберпанк-вселенную. Это неплохая игра. Но продолжение, совместно разработанное Looking Glass и Irrational Games Кена Левина, вывело её на совершенно новый уровень.

Две вещи кардинально отличают System Shock 2 от оригинала. Первая – это атмосфера. Осажденный звездолёт «Von Braun», пожалуй, самая ужасающая космическая локация, из когда-либо созданных.

Его неоново-голубые коридоры, по которым бродят бывшие члены экипажа и кричат «I’m sorry» на игрока, пытаясь разбить ему голову, а так же жуткие электронные саундтреки будут медленно, но верно вас угнетать.

Вторая – это то, как игра искажает фундаментальные концепции таких симуляторов. System Shock 2 берет основную идею свободы играть и исследовать как вам нравится, и переворачивает ее с ног на голову.

История симуляторов погружения

Множественные апгрейды. Военные, инженерные, псионические – всё это заметно осложняет геймплей и заставляет геймеров сходить с ума.

Независимо от того, какой вариант вы выберите, игра всегда найдёт вариант засунуть палку в колёса игрокам. Не так много игр, где игрок может чувствовать себя настолько же вольготно, насколько и уязвимо.

Лучший враг: ШОДАН, а кто же ещё? Блестяще написанная Левином и превосходно исполненная Терри Брозиус, cамоосознанная Гипер-Оптимизированная Сеть Доступа к Данным остаётся одним из величайших противников в видеоиграх.

2000: Thief II

2000: Thief II

Оригинальный Thief – это новаторская концепция с геймплейными элементами особого зрения, но отошедшими на второй план из-за его чрезмерного акцента на нежити, а так же довольно замысловатыми уровнями. Однако продолжение исправило недочёты прошлого. Thief II привел в порядок идеи оригинала. Здесь намного более детально выстроена сюжетная линия, которая будет продемонстрирована игрокам в серии блестяще сконструированных миссий, которые, пожалуй, являются лучшей кампанией из существующих.

Фишкой Thief является то, что будучи симулятором погружения, он постепенно развивает конкретную идею, не будучи т.н. «шоколадной коробкой концепций».

История симуляторов погружения

Акцент на скрытности также заставляет игроков уделять особое внимание окружающему миру, наблюдать за патрулями охраны, искать тени и выяснять, как проникнуть в то или иное помещение.

Лучший уровень: Life of the Party – это миссия, которая давала (вероятно, ложное) ощущение открытого мира в Thief. Здесь мы наблюдаем визит Гарретта в башню Angelwatch на фоне шедеврального дизайна 3D-уровня.

2000: Deus Ex

2000: Deus Ex

Если System Shock 2 – это практически рождение симуляторов погружения, а Thief – их доработка, то Deus Ex – кульминация данного игрового жанра, к которой он медленно подбирался в течение всего десятилетия.

Deus Ex такой же безумный и грандиозный, как заговоры, наводняющие его мрачный мир недалёкого будущего. Разница в том, что в Deus Ex эти коварные заговоры станут явью.

Игра предоставляет игрокам широчайшую палитру выбора геймплейного стиля, сочетая навыки и систему апгрейдов, тем самым создавая удивительный набор возможностей.

Хотите быть нано-ниндзя, который может стать невидимым и видеть сквозь стены? Без проблем. Хотите стать кибернетическим суперменом, способным поднять транспортировочный ящик и бежать, как газель? Пожалуйста!

Хочешь просто быть чертовски хорош в плавании? Да на здоровье.

История симуляторов погружения

И все же, Deus Ex несколько отличается от предыдущих игр, так как позволяет игроку не только взаимодействовать с окружающим миром, но и влиять на него.

Это была первая игра в своем роде, включающая в себя выбор диалога, который непосредственно повлияет на сюжет, приведёт к гибели главных персонажей или изменит ситуацию с отдельными фракциями.

Выбор игрока в диалоге не является простым заскриптованным текстом. В некоторых случаях это может серьёзно усложнить геймплей, либо увеличить прохождение ещё на несколько часов.

Deus Ex имеет три концовки, каждая из которых оказывает огромные и не всегда радужные последствия на Джей-Си и мир, который он пытается спасти.

Лучший момент: Побег из UNATCO после захвата – превосходная возможность узреть, как знакомая и дружественная обстановка превращается во враждебную и опасную, а ваши друзья и коллеги по-разному реагируют на ваше предательство.

2006: The Elder Scrolls IV: Oblivion

2006: The Elder Scrolls IV: Oblivion

Morrowind, вероятно, лучшее из серии Elder Scrolls, однако именно с Oblivion игры от Bethesda отошли от концепции пошаговой стратегии в нечто напоминающее симулятор погружения. Здесь отошли от традиционной идеи класса персонажей, что позволило игроку настроить своего персонажа с помощью сочетания определённых навыков. Ближний бой стал более реалистичен, а движок Havok Physics дал большую тактильность как при стрельбе, так и при использовании магии.

Oblivion стал идейным продолжением серии Elder Scrolls, в плане «иди и делай что вздумается», пытаясь совместить в геймплее как можно больше разнообразия.

История симуляторов погружения

Это принесло свои проблемы. Дизайн мира был менее проработан, чем в Morrowind и Skyrim, в то время как внутриигровой ИИ изо всех сил пытался справиться с потребностями разработчиков. Впрочем, это так же дало и свои плюсы, к примеру, одни из самых лучших квестов во всей линейке.

Лучший квест: Задание Темного Братства, где вам придётся убить пятерых гостей на домашнем банкете. Он является лучшим примером симулирующих качеств в Oblivion, так как вы можете просто уничтожить всех гостей мечом, либо же манипулируя ими, загнать оных в закрытые зоны и заставить убивать друг друга.

2004: Vampire: the Masquerade: Bloodlines

2004: Vampire: the Masquerade: Bloodlines

Bloodlines наверняка стал бы лучшим симулятором погружения за всю историю видеоигр, если бы его разработчикам было предоставлено достаточно времени и ресурсов для его окончательного завершения. Тем не менее, он всё равно является отличным примером игры такого жанра, так как геймплейное разнообразие компенсирует все его недоработанные моменты.

Вы можете играть за поистине кровожадного вампира-тореадора, используя силу убеждения или соблазнения в своих интересах. Либо же за гротескного Носферату, которому запрещено появляться на людях, и посему придётся использовать канализационные сети Лос-Анджелеса для перемещения, а так же способности невидимки, чтобы защитить тайное вампирское общество.

История симуляторов погружения

Это, пожалуй, самая вампирская игра в данном списке, наполненная готическим ужасом, бесконечным насилием и чёрным юмором, с превосходным сценарием и одной из лучших из существующих диалоговых систем.
Боевая система здесь не очень, так же имеется множество багов, которые можно профиксить любительскими патчами.

Тем не менее, Bloodlines, несмотря на все свои недостатки, всё равно очень даже неплох.

Лучший класс: вампиры Малкавианы злобны и агрессивны с самого момента их рождения. И если вы решите играть за одного из них, диалоги будут полностью отличаться от любого другого класса. И это лишь один пример огромного разнообразия в Bloodlines.

2006: Dark Messiah of Might and Magic

2006: Dark Messiah of Might and Magic

Откровенно говоря, Dark Messiah – не самая продуманная игра в данном списке. Но она так же компенсирует все свои недостатки увлекательнейшим геймплеем. Несмотря на то, что она схожа с RPG, изначально Dark Messiah является симулятором. Уровни здесь напоминают декорации к фильмам с Эрролом Флинном и наполнены объектами, которые можно активно использовать в бою. Врагов можно сбрасывать с выступов и лестниц, или вовсе зажать меж шипованных стен.

На локациях часто встречаются тяжёлые предметы, подвешенные на верёвках, а так же шаткие мосты, которые могут быть обрублены, когда их пересекают враги.

История симуляторов погружения

Dark Messiah благодаря своей анимации и удобному управлению персонажем является одной из лучших игр с боями на мечах. Не так много вещей в жизни способно настолько же удовлетворить вас, как срубание головы одному из орков в Dark Messiah. Кроме, конечно, бросания в них различных предметов и наблюдения за тем, как противник катится кубарем по лестнице.

Лучшая способность: ледяное заклинание в Dark Messiah – источник нескончаемого веселья. Оно может заморозить врагов на месте, или же просто заморозить поверхность. Новые враги, которые будут наступать на эту ледяную поверхность, начнут скользить и скатываться в кучу. А то и вообще, падать с выступа вниз, если применить заклинание в нужном месте.

2007: Bioshock

2007: Bioshock

Есть не так много игр, где идея симуляции погружения передана настолько же буквально, как это сделано Bioshock, где геймплей будет разворачиваться на далёких океанских глубинах, на дне Атлантического океана.

Одной из целей симуляции погружения в Bioshock было сделать Rapture (подводный город, где разворачиваются события игры) похожим на правдоподобное место. Город, где силой американской изобретательности была покорена океанская глубь, а граждане живут в утопическом блаженстве. Неудивительно, что именно этим атмосферным мегаполисом Bioshock и запомнился игрокам. Подводный город – это удивительная локация, его проработанная архитектура скрипит и протекает, находясь под огромным океанским давлением.

И всё же, Bioshock поощряет самостоятельную игру и свободу выбора в геймплее, что является идейным продолжением его духовного предшественника – System Shock. Плазмиды как раз являются отсылкой к его пси-способностям, но по сути это улучшенная версия для непосредственного взаимодействия с окружающей средой. С их помощью можно взять под контроль турели, создавать вихревые ловушки или даже направить гнев Большого Папочки на выполнение всей тяжкой работы за вас. Прежде чем он обернёт свой взор на игрока.

История симуляторов погружения

Bioshock хоть и является чуть ли не эталоном симуляции погружения, с уклоном в шутер от первого лица, тем не менее, если вам не по душе перестрелки, он всё равно найдет, чем занять игрока.

Bioshock 2 в этом смысле предоставляет гораздо больше разнообразных инструментов для экспериментов в бою.

Лучший уровень: Форт Веселый (Fort Frolic), несомненно, является лучшей локацией BioShock. Местный безумец Сандер Коэн разбавил абсурдный и ужасающий тон игры столь необходимым в таком случае юмором.

Форт Веселый был детищем Джордана Томаса, в числе работ которого так же Колыбель Шейлбридж в Thief: Deadly Shadows.

2010: S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти

2010: S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти

Серия S.T.A.L.K.E.R., если говорить о качествах симуляции погружения, всегда представляла собой довольно реалистичный окружающий мир, наполненный ИИ, действующими независимо от игрока и сложной системой взаимодействий, которые порой приводят к самым непредсказуемым последствиям.

Ни одной другой игре и близко не удавалось подойти к идее того, что было задумано в S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, но Зову Припяти это всё же удалось.

Игра объединяет геймплейные локации прошлых частей в три большие области, населённые группировками бандитов, сталкеров, учёных и др. Они патрулируют местности, охотятся на мутантов и диких животных, ищут ценные артефакты и сражаются за территории.

История симуляторов погружения

Сложно припомнить похожие ощущения, когда под порывами шторма, ветра и ливня за вами охотится мутант-невидимка, где-то под Припятью.

Фишка игры: Припять постоянно находится под угрозой выбросов – сильных энергетических взрывов, которые изменяют ситуацию в зоне, создавая новые артефакты, убивая NPC и порождая зомбированных сталкеров.

2012: Dishonored

2012: Dishonored

В последние годы наблюдается перерождение и создание новых симуляторов погружения. В 2011 году Deus Ex: Human Revolution доказал, что можно сделать продолжение, которое способно встать на уровень с шедевром Уоррена Спектора. В 2012 году вышла игра Dishonored, вдохновленная разработками Ion Storm и Looking Glass Studios.

Arx Fatalis и Dark Messiah от студии Arkane продемонстрировали неплохой результат на выходе, что в итоге было объединено в блестяще выполненный стелс-экшен.

Dishonored взял дизайн уровней Thief и открытый мир Deus Ex и профессионально сплел их воедино. Большинство его миссий выполнено в стиле, аналогичном Thief II – небольшая часть открытого города окружает основную локацию, где проходит миссия.

Особое внимание следует уделить «Золотой кошке» – роскошному борделю, чья спиральная планировка заметно усложняет убийства, а так же усадьбе леди Бойл, где проходящий бал-маскарад позволяет игроку скрыться среди гостей.

История симуляторов погружения

Dishonored также может похвастаться самыми хитрыми наборами инструментов по сравнению с другими играми, объединяя механические устройства с языческой магией. Вы можете манипулировать противниками, при этом оставаясь невидимым, а также использовать лезвия бритв или же вызывать полчища крыс, если вам по душе такого рода социопатия. Dishonored даже позволяет игрокам завершить игру, при этом не убив никого.

Хотя многие из ваших целей сами пожелали бы умереть, предпочтя смерть её ужасающим альтернативам.

Лучшая способность: Хотя это наименее впечатляющая способность в арсенале Корво, Blink (перенос) способен коренным образом преобразить геймплей. Этот телепорт на малую дистанцию влияет на передвижение, бой и скрытность, позволяя вам прыгать над ущельями между крышами домов, скрываться от охраны или уворачиваться от выстрела пистолета. А то и вообще, наносить удары противнику со спины.

Инди-симуляторы погружения

Интересные игры от инди-разработчиков, смело шагнувших в мир симуляции погружения.

Consortium

Consortium

Consortium – динамичный симулятор расследования убийств, действие которого разворачивается внутри гигантского военного самолёта. Хотя, он и выполнен довольно грубо, но интересна здесь именно начинка, где сводятся к минимуму битвы, а акцент сделан на диалогах и ответах игрока. Самое интересное, что вы можете обойти стороной главную сюжетную загадку и тем не менее пройти игру. Сиквел, который планирует дополнить данную задумку новой частью, в настоящий момент находится в разработке. Деньги на него собирают на Kickstarter.

Neon Struct

Neon Struct

Neon Struct – это своеобразная абстракция из множества идей симуляторов погружения, представляющая собой стелс-игру, где по сюжету приходится противостоять антиутопическому режиму. Здесь присутствуют слежки, проникновения в хорошо охраняемы здания, скрытное прохождение через патрули и, как правило, жуткие последствия для игроков, в случае неудачи.

Вы сможете вырубить охранников, но не сможете их убить и это делает геймплей слегка более примитивным, однако не менее захватывающим, благодаря великолепному дизайну уровней.

The Magic Circle

The Magic Circle

The Magic Circle это некая сатира на все остальные игры такого жанра. Здесь игрок предстаёт в роли бета-тестера, который начинает разбойничать в проблемном проекте. Вам предстоит объединяться с разумными ИИ и перепрограммировать толпы врагов, наделяя их новыми способностями. Всё ради того, чтобы свергнуть креативного директора игры. Довольно интересная задумка о перепрограммировании заметно отличает игру от остальных.

Игры с элементами симулятора погружения

А теперь рассмотрим некоторые игры, которые сложно назвать симуляторами погружения в полной мере, но отчасти наделены чертами жанра.

Hitman: Blood Money

Hitman: Blood Money

Лучшая игра IO interactive, Hitman имеет почти все отличительные черты симулятора погружения, отличаясь только видом от третьего лица. Дизайн уровней даёт игроку свободу исследований и экспериментов с игровым миром. Как вам будет угодно: бесшумно ликвидировать цель, которая в одиночестве плещется в душе, а потом замести следы или же ворваться в толпу на дискотеке, разнеся всё на своём пути при помощи дробовика.

Alien: Isolation

Alien: Isolation

Alien: Isolation не обладает достаточным набором геймплейных элементов, чтобы называться симулятором погружения. Тем не менее, вся игра построена именно на погружении в её атмосферу. Она сочетает в себе очень реалистичный окружающий мир, с проработанным искусственным интеллектом Чужого, чтобы вы могли по-настоящему прочувствовать весь ужас, когда игра загонит вас в замкнутое помещение с одним из этих существ. Впрочем, имеется целый ряд инструментов, которые помогут вам справиться с хитиновой тварью.

Far Cry 3

Far Cry 3

Серия Far Cry всегда считалась шутером, но так же уделяла особое внимание свободной игре. Far Cry 2 принесла в геймплей множество новшеств. Но в третьей части этого стало ещё больше, с её десятками песочниц, на каждом отдельном чекпоинте. Здесь так же появятся опасные хищники и широкий спектр новых “игрушек”, начиная от изогнутых луков до вингсьютов.


Похожее