Подурачимся с Nightmare Busters.В 1997 на нескольких платформах впервые с 1981 года вышла видеоигра Frogger. И хотя версии с крутой графикой, по крайней мере для своего времени, были тепло приняты как на ПК, так и на Sony PlayStation, одна из версий игры вышла тихо и без лишнего шума. Эта версия Frogger, выпущенная 6 октября 1998 года стала последней игрой, вышедшей на устаревшей ныне системе Super Nintendo.Довольно странно, что последней вышедшей в Америке игрой для платформы стал ремейк игры 1981 года, но иногда история бывает забавной. Учитывая, что производство Super Nintendo, одной из наиболее популярных игровых консолей всех времен, ранее в том году было прекращено, выход последней игры для системы был вопросом времени. Мы постоянно видим, как последняя игра для консоли получает признание лишь потому, что она была последней, будь то Wario’s Woods для первой NES, Pro Evolution Soccer 2014 для PlayStation 2. Часто заключительная игра для платформы отмечается сомнительной славой завершения поколения.Однако, мало кто поверит, но в 2013 году для Super Nintendo вышла новая игра, не лицензированная Nintendo официально. Она называется Nightmare Busters.Прежде чем мы обратимся к самой игре, стоит кое-что расказать о рынке классических игр вообще. В последние годы ретро-гейминг сам по себе стал полноценной ветвью игровой индустрии, а продажа и коллекционирование классических игр и консолей стали обычным делом среди большинства хардкорных коллекционеров. Многие начали разбираться в колебаниях цен на видеоигры и консоли, поэтому хобби коллекционирования и восстановления игр стало недешевым, но благодаря интерактивности объектов расходы на него вполне оправданы.С ростом популярности коллекционирования игр многие хвастаются своими коллекциями на YouTube и снимают там целые серии роликов о поиске игр и советах для начинающих коллекционеров. Такие знаменитые коллекционеры, как Pat the Nes Punk, команда GameSack и Game Chasers не только делятся своими мыслями и советами с игроками, но и в принципе стали значимыми фигурами в создании развлекательного и познавательного контента о коллекционировании видеоигр. Поэтому редкие игры, импорт и воссоздание картриджей стали серьезным бизнесом, а любители игр готовы немало заплатить за каждый кусочек ностальгии, который они смогут назвать своим.Эта сфера включает ряд серьезных рынков собственных разработок. Различные игровые платформы, от Sega Dreamcast до Sony PSP, часто славятся как кладези игр “домашней” разработки, некоторые из которых часто выпускаются небольшими студиями. Например, Redspotgames, сторонний разработчик из Германии, известен своими играми для Sega Dreamcast, которые выходят с 2007 года, в частности, Rush Rush Rally и Last Hope. Субкультура таких игр постепенно сформировала собственную нишу, независимый рынок для игровых коллекционеров, часто неизвестный аудитории AAA-игр.Этот тренд потихоньку вливается в мейнстрим. В 2015 году на Kickstarter вышла игра Sydney and the Caverns of Death, заявленная как независимая разработка для NES и SNES. Мы постоянно видим переделки классических игр и собственные разработки в интернете, но Sydney Hunter стала одной из первых попыток коммерческого релиза, если не первой вообще. Возможно, тренд “домашних” разработок или инди-игр охватит вторичный рынок ретро-консолей, что приведет к переменам в геймдеве и создаст возможность появления новых игр от самой Nintendo.Кроме того, в нащи дни довольно распространено воссоздание картриджей, благодаря которому игровое сообщество часто получает много нового. Это могут быть переведенные картриджи для Famicom (японская версия NES, в России известной как Dendy), так и игры для NES и SNES без региональных ограничений. Воссоздают даже бета-версии игр. Часто они записываются на картриджи по нескольку штук, из-за чего цена на такие картриджи может взлететь примерно до 150 долларов. Однако, Nightmare Busters несколько отличается от среднестатистического картриджа нового производства.Да, это скан журнала Nintendo Power MagazineДля начала, Nightmare Busters – это настоящая невышедшая игра для из эпохи SNES. Эта дьявольски мрачная стрелялка часто встречается на эмуляторах в Интернете и была разработана небольшой европейской студией Arcade Zone, ранее работавшей над игрой для SNES под названием Legend. Nightmare Busters должна была быть издана японской компанией Nichibustu в 1995 году, но была отменена. Единственное подтверждение ее существования – одинокий скриншот в 68-м выпуске журнала Nintendo Power, в разделе с превью ожидаемых игр 1995 года.В отличие от большинства отмененных игр, Nightmare Busters была переработана в игру под названием Flynn’s Adventure, выпущенную в 2004 году компанией In-Fusio на мобильных телефонах. Ее обзор был опубликован Gamespot в 2004 году, и для мобильных игр того времени она получила довольно высокие оценки. В 2007 году был обнаружен ROM для SNES, который впоследствии был выложен в Интернет для эмуляторов. Он был практически завершен, уровни игры сохранились в нетронутом виде, с поддержкой совместного прохождения. В течение последующих нескольких лет двое дизайнеров оригинальной Nightmare Busters, Кристор Гайро и Жан-Кристоф Алессандри, вместе с независимой студией разработки Super Fighter Team работали над доведением игры до ума, окончательным завершением и полноценным релизом.Super Fighter Team хорошо знакома многим фанатам видеоигр как разработчик Beggar Prince, RPG для Sega Genesis 2006 года. С того времени студия сделала несколько переработок классических игр, вновь выпустив их на рынок в качестве полноценных нелицензированных игр для соответствующих систем. Nightmare Busters – всего лишь одна из нескольких игр, выпущенных Super Fighter Team.История Nightmare Busters – пожалуй, действительно один из наиболее интересных аспектов игры, которая сама по себе представляет стильную “стрелялку” в духе Ristar. Управляя лепреконами Флинном и Флойдом вы, в сущности, стреляете во все, что движется и избегаете препятствий, для достижения максимального результата используя зрительно-моторную координацию. Самое выдающееся здесь – “европейский” стиль анимации, который был на высоте даже в 1994 году, когда игру впервые анонсировали.Привлекает также простой и понятный геймплей. Механика большинства “стрелялок” задумана, чтобы испытать способности игрока, обычно за счет наличия разнообразных врагов, уязвимых для определенных атак, и Nightmare Busters – не исключение. Но вместо супероружия и самонаводящихся ракет в вашем распоряжении магия и игральные карты, которые можно выбирать для преодоления всего множества препятствий, которые окажутся у вас на пути. Кроме того, у вас есть “суператака”, с которой вы на некоторое время становитесь неуязвимым, но ограниченное количество зарядов не позволяет пользоваться способностью бездумно.Больше об этой игре особенно нечего сказать, кроме того, что здесь достойная графика, увлекательный геймплей и хватает забавных мест. Если не знать уникальной истории ее создания, она была бы всего лишь одной из нелицензированных игр для Super Nintendo. К счастью, внимание и работа Super Fighter Team позволили ей выйти на новый уровень – игра определенно заслуживает внимания, если у вас есть деньги на что-нибудь уникальное для вашей коллекции.Платформер со стрельбой и продуманным геймплеем – определенно знаковое событие эпохи. И пусть простота и продолжительность Nightmare Busters многим могут показаться отступлением от более современных принципов, игра гордится своими классическими корнями. Если вы игратете в ретро-игры, она определенно заслуживает места на вашей полке, хотя найти копию может быть тяжело. Несмотря на переиздание, предзаказы больше не доступны.Важно, что теперь Nigntmare Busters обладает гораздо большим, чем простой коллекционной ценносьбю. Игра показывает, как старые игры снова могут стать новыми и доказывает, что даже спустя годы после звездной эпохи консоли для нее еще могут выходить хорошие игры. Страсть и преданность делу дарят игре возможность увидеть свет, иногда повторно. Такие игры – довольно редко освещаемый элемент игровой культуры, но незабываемый для тех, кто действительно их ищет.