В наши дни огромное количество игр в той или иной форме поддерживают кооперативный режим, но Perfect Dark стала одной из немногих, где была очень интересная концепция режима “Counter-Operative”, что можно перевести примерно как “анти-кооперативный”. Но перед этим в двух словах поговорим о том, что такое кооперативный режим.Обычно кооперативный режим в видеоиграх практически любого жанра предполагает особые миссии или сценарии. Например, в Grand Theft Auto: San Andreas было несколько миссий Rampage, доступных только для двух игроков. В Super Mario Galaxy был режим Co-Star, где второй игрок мог помогать сражаться с врагами и собирать осколки звезд.В некоторых играх есть карты с испытаниями или альтернативные игровые режимы. Например, в серии Gears of War есть режим Орды, где игроки могут совместно сражаться с последовательными волнами врагов. В принципе его можно вообще отделить от обычного кооператива и рассматривать сам по себе, и Gears of War во многом обязана своей популярностью именно ему.Естественно, есть и просто мультиплеерные игры, где игроки могут делиться на команды. Любой режим типа “красная команда против синей” можно считать кооперативным, боль то шутер от первого лица, стратегия в реальном времени или что-то еще.Пожалуй, Perfect Dark – один из самых ранних известных примеров анти-кооперативного геймплеяНекоторые игры идут еще дальше и позволяют игрокам пройти часть кампании (или даже всю кампанию целиком) вместе с другим игроком. Например, такая возможность есть в серии Saints Row и в той же Gears of War. Часто именно кооперативные прохождения становятся источником самых угарных видео.Итак, у нас есть четкое понятие о том, что значит “кооперативная игра”. Но что же такое “анти-кооперативный” режим? В Perfect Dark действительно есть стандартный кооперативный режим, позволяющий пройти кампанию вдвоем, но анти-кооперативный режим переворачивает этот принцип с ног на голову – второй игрок становится врагом, получая управление над случайно выбранным враждебным NPC. В эпоху Nintendo 64 искусственный интеллект врагов был не самым гениальным, но даже современные ИИ неспособны сравниться с живым игроком, если не используют откровенные читы.Что это дает игре? Соревновательный дух там, где иначе его просто не могло быть. В Perfect Dark все NPC находятся в одних и тех же местах и обычно ведут себя одинаковым образом. Когда одним из них может управлять человек, он может устроить засаду там, где раньше было безопасно.В большинстве игровых кампаний нужно просто пройти через уровень или часть общего игрового мира и выполнить какие-то задачи. Да, они могут быть сложными, но благодаря дополнительным (необязательным) возможностям игра может получить значительную реиграбельность. В кооперативном режиме вы можете пройти уровень десять раз с примерно одинаковыми впечатлениями. А десять анти-кооперативных прохождений наверняка будут отличаться друг от друга, так как оба игрока будут адаптировать свои стратегии.В данной статье мы определим понятие “анти-кооперативного” режима как “Игрок 2 противостоит Игроку 1 в режиме, который без Игрока 2 был бы для Игрока 1 одиночным прохождением”.Анти-кооперативный режим был бы интересным дополнением для многих игр, особенно для тех, где приветствуется кооперативный. Для него даже необязательно создавать отдельный режим. Например, в серии Dark Souls есть “Вторжения”, где на вас может напасть другой игрок, зашедший в ваш мир. Большую часть игрового времени вы будете сражаться с врагами и боссами, восславлять солнце и проламывать черепа вместе с вашей главной подругой Фелицией. Однако, если вы вдруг окажетесь в уязвимом месте, то там можете столкнуться с врагом гораздо более умным (или глупым, как повезет), чем самый продвинутый искусственный интеллект, и это может буквально перевернуть игру.Еще один подобный пример – Party Hard. В игре есть интеграция с Twitch, которая позволяет вашим зрителям вставлять вам палки в колеса и существенно усложнять уровни. Может быть, они проголосуют за доставку пиццы, а может быть, за вызов группы SWAT. В Party Hard весь ваш чат в Twitch фактически представляет собой потенциальных врагов. Ну, чуть больше, чем обычно.Возможно, Perferct Dark не была первой игрой, где кто-то мог вам мешать. Неудивительно, если за несколько десятков лет истории игр были и другие примеры реализации концепции, вышедшие раньше одной из лучших работ Rare. Но Perfect Dark стала, пожалуй, первой популярной игрой, где эта концепция была реализована хорошо, известной широкому кругу геймеров.Анти-кооперативный режим может добавить реиграбельности практически любой игре, и можно наверняка утверждать, что человеческий фактор способен на порядок поднять сложность игры и получаемое от нее удовольствие по сравнению с кооперативным. Остается лишь надеяться, что в будущем мы увидим, что разработчики игр займутся концепцией анти-кооперативной игры, как когда-то было с кооперативной.А что вы думаете об анти-кооперативном режиме игры? В каких играх, на ваш взгляд, он бы действительно оказался полезным? В каких он был хорошо реализован? Делитесь своим мнением в комментариях!