Фанаты Final Fantasy бесконечно будут спорить о достоинствах и недостатках героев и злодеев этой легендарной серии. За свою долгую историю она знала множество интересных и привлекательных персонажей… но не меньше плоских и “бумажных”. Естественно, так бывает в любой серии игр, особенно с такой богатой историей, как у флагманской RPG Square Enix. За двадцать лет в любом случае найдутся персонажи, сделанные хорошо и плохо, но действительно интересно то, насколько сильно спорят об оценках таких персонажей – наиболее глубоких и сложных из них.

ВАЖНО: Дальнейший текст содержит спойлеры. Мы предупреждали.

Например, возьмите Клауда Страйфа из Final Fantasy VII. Клауд сам по себе интересный и привлекательный персонаж, но фанаты ошибочно рассуждают о его сложности. Например, тяжело согласиться с тем, что в Final Fantasy VII он был многогранным. У Клауда был довольно простой характер, мотивированный личными интересами, а не громкими идеалистическими целями – первую половину игры он простой наёмник, который пытается ложью прикрыть свои промахи, а в дальнейшем у него появляется истинная мотивация в виде мести своему сопернику Сефироту.

В течение игры он не меняется как персонаж, и это абсолютно нормально, потому что эта история интересно рассказана и красиво представлена. Идея его персонажа – в поиске себя, в поиске мотивации доказать, что его прошлые ошибки не определяют его личность. Не самый глубокий и сложный персонаж, но Клауда очень любят, несмотря на его статичность, и вот почему.

Многогранный рост может значить очень многое, от развития персонажа в своей сюжетной ветке до личных проблем и достижений, показывающих, кто вы есть. Видеоигры понемногу начинают отражать эту многогранность через сложные характеристики, но пока все это находится в зачаточном состоянии – разноплановые персонажи часто подвергаются критике как излишне поверхностные или противоречивые, перегруженные чертами характера без естественного развития. Ирония в том, что одного из подобных персонажей, Скволла Леонхарта из Final Fantasy VIII, также не избежала эта судьба. Однако, мы считаем, что Скволл – пожалуй, самый глубокий и многогранный среди главных героев всей серии Final Fantasy, и превосходит в этом плане даже Клауда, потому что намеренно создан в значительной степени иным.

Скволл Леонхарт — ценность сострадания

Скволл, семнадцатилетний интроверт, кадет Сада Баламб (своего рода футуристической академии наемников), пожалуй, слишком хорошо играет роль эмоционального и сурового молодого человека. Многие из тех, кого раздражают его первоначальные характеристики, демонизируют общее впечатление от персонажа, в частности, его внешность, поступки и манеры в начале игры. В целом его образ, созданный Тецуей Номурой, представляет собой гипертрофированный портрет “одинокого волка”, а его поступки и черты характера сильно завязаны на этот стереотип. Он проявляется даже в языке тела – например, его кажущаяся сутулость выдает его отстраненность. Взаимоотношения Скволла со своими однокашниками в Саду Баламб также характеризуют его негативно – он плюет на своих товарищей и на каждом шагу намеренно отталкивает даже тех, кто относится к нему дружелюбно.

Это характерные стереотипные черты субкультуры эмо: задумчивость, меланхолия и безразличие к окружению. Но заметное отсутствие соответствующей этой субкультуре музыки лишь сильнее обостряет черты характера, и это не случайно. Можно с уверенностью сказать, что при нашей первой встрече Скволл намеренно выглядит неприятным, потому что он пытается быть отстраненным специально. Не показывая своей эмпатии к окружающим, Скволл создал себе личность, которую сам искренне считает настоящей – эту проекцию одинокого волка до мозга костей. Главным образом это связано с его прошлым.

Скволл Леонхарт — ценность сострадания

В конце концов игра покажет, что его идеалы замкнутости и одиночества были ложными.

Стоит также отметить его сильную конкуренцию с другим студентом, Сейфером Алмази, который подчеркивает этот контраст своим характером. Он во многом оттеняет Скволла: Сейфер непослушный, хвастливый, высокомерный и резкий, тогда как Скволл спокойный, выполняет приказы и реагирует медленно, но основательно. Игре великолепно удается как скрыто, так и явно выделять эти черты характера двух подростков, а их конкуренция не укладывается в рамки традиционных клише “героя и злодея”, а скорее представляет собой невольное уважение и восхищение друг другом двух ярких личностей по мере развития сюжета игры.

Еще один пример контраста со Скволлом – эпизодический персонаж Лагуна Луар. Он был задуман Square, чтобы подчеркнуть различия между Скволлом и другими, более типичными главными героями серии Final Fantasy. Лагуна и его товарищи – опытные солдаты и ветераны. Скволл и его команда – молодые, неопытные наемники. На все это накладываются их личностные качества и отношения с людьми: Лагуна сострадает своим сослуживцам и действительно расстраивается, когда одно из их заданий заканчивается серьезным разладом между ними тремя. Скволла, напротив, совершенно не трогают окружающие, он снова неукоснительно сосредоточен на своем долге и равнодушен к своим новым “друзьям”, Зеллу и Сельфи.

Все то, о чем мы рассказали, постоянно демонстрирует негативные черты Скволла, и с точки зрения сюжета это сделано намеренно. Чтобы подчеркнуть развитие персонажа в конце игры, в начале Скволл специально сделан неприятным. Кроме того, это служит и другой цели – выбору драматических моментов из прошлого Скволла.

Скволл Леонхарт — ценность сострадания

Истинная причина недостаточного сострадания со стороны Скволла в конце концов раскрывается и оказывается иррациональным страхом быть брошенным – собственной внутренней психологической проблемой. О прошлом Скволла мы узнаем на протяжении всей игры. Например, ребенком он был оторван от своей приемной сестры Эллон. Скволл не помнит своих родителей, вышеупомянутого Лагуну и его жену Рэйн, поэтому Эллон была для него единственным связующим звеном со счастливым детством до попадания в приют, когда их бросили. Исчезновение Эллон также сделано намеренно – ее преследует главный злодей игры, существо, известное как Ультимеция. Цель Ультимеции как злодея проста – захватить Эллон и воспользоваться ее силой, чтобы прочесть заклинание под названием “Сжатие времени”, которое заставит время и пространство в ее сознании измениться и в конечном итоге поработить известную вселенную. Именно для этого важного сюжетного элемента Эллон была вынуждена годами жить в бегах и бросила Скволла, когда он был маленьким.

После исчезновения сестры Скволл фактически ушел в себя. Это чувство заброшенности усиливается благодаря использованию Стражей, призываемых в игре существ – искусственный сюжетный прием, который будто бы по заказу вызывает потерю памяти. И пусть этот элемент истории в общей картине временами запутанного сюжета игры выглядит в лучшем случае произвольным, важно обратить внимание, как Скволл ведет себя под воздействием этих факторов. Именно это событие формирует Скволла, когда он сталкивается с подобным впервые, боясь даже пытаться вспоминать и подсознательно стремясь забыть свое прошлое.

Скволл Леонхарт — ценность сострадания

Эти слова как нельзя лучше характеризуют Скволла и его внутреннее замешательство.

Скволл ведет себя так, как мы видим, из-за психологической травмы, связанной с тем, что его бросили. Он становится беспокойным подростком не из-за пустяка, а потому что в прошлом испытал настоящую потерю. Поэтому он воспринимает заботу о людях как слабость – если он снова близко к кому-то привяжется, он опять может испытать боль, и наверняка так и будет. Вместе с потерей памяти это чувство заставляло его отталкивать других, развивая холодную манеру поведения.

Вот с таким клубком проблем Скволл понемногу раскрывается в ходе своих приключений в игре. Растопить лед в своей душе Скволлу помогают многие герои и сюжетные события, но основная заслуга, пожалуй, принадлежит главному женскому персонажу, Риноа Хартилли. Риноа сама по себе интересный персонаж – она жизнерадостная, беззаботная и не боится того, как на нее смотрят люди – в какой-то степени еще один контраст со Скволлом.

Как и Скволл, Риноа испытала в своей жизни потерю – ее мать Джулия погибла в автокатастрофе, и поэтому она стала медленно отстраняться от своего отца, генерала Фьюри Каравэя. В отличие от Скволла, Риноа более храбрая и импульсивная – она присоединяется к движению сопротивления против правительства собственного отца, возможно, подсознательно мстя за потерю своей матери. Это показывает, чем она отличается от Скволла – Риноа не разделяет чувства и долг.

Скволл Леонхарт — ценность сострадания

Это важно отметить, потому что именно отношения Риноа и Скволла в конечном итоге становятся центром сюжета игры. Поначалу Риноа кажется Скволлу навязчивой – она преследует его, как Белла Свон из “Сумерек” преследовала Эдварда Каллена. Часто в этих действиях ее считают поверхностной и одномерной, но что если все несколько глубже? Может быть, она видит в поступках Скволла частичку себя и хочет избавить его от этого ощущения потери и заброшенности? К сожалению, в Final Fantasy VIII так и не раскрываются истинная причина влечения Риноа к Скволлу, что также раздражает фанатов игры, потому что могло бы лучше раскрыть ее сущность, которая кажется поверхностной.

Учитывая, что отношения Скволла и Риноа занимают в игре центральную роль, именно Риноа служит основной движущей силой, вынуждающей Скволла покинуть свою оболочку, поэтому ее личность более динамична. Например, встретившись со Скволлом на выпускном балу в Саду Баламб, она заставляет его танцевать вальс, а затем внезапно исчезает, как Золушка в полночь. Говоря, что он “здесь самый симпатичный парень”, Риноа играет со Скволлом, нежно улыбаясь и взяв на себя ведение в танце, пока он неуклюже запинается первые несколько минут, а затем отпускает его, показывая, что он может не только танцевать, но и получать удовольствие от общения с другими людьми.

Образ одинокого волка, намеренно отталкивающего других, на какое-то мгновение исчезает, и Риноа покидает Скволла, слегка подмигнув, оставляя его смущенным, но заставив задуматься о девушке, с которой он общался. В этих отношениях Риноа думает наперед, и она достаточно мудра, чтобы понять, что Скволл не готов с ходу жить с ней долго и счастливо. Да, она игрива, но это поведение обусловлено определенной целью – “растопить лед” как в фигуральном, так и буквальном смысле. Поэтому Риноа – деятельный персонаж с явным намерением сблизиться с этим “одиноким волком”.

В дальнейшем Скволл и его товарищи объединяются с группой сопротивления Риноа и после цепочки событий оказываются замешаны в общем сюжете о заклинании Ультимеции, сжимающем время. Зарождающиеся отношения Скволла и Риноа, временами такие же запутанные, как главная сюжетная линия, выходят на первый план всей истории и определяют поведение Скволла. Именно из-за этих отношений медленно и постепенно меняется его мотивация.

В конце концов обнаруживается, что Риноа – волшебница, и в середине игры Ультимеция овладевает ее разумом и отправляет в бессознательное состояние. Скволл задается вопросом, почему она оказалась в таком состоянии, и яростно начинает искать для нее исцеление. Поначалу этот поступок напоминает связь Риноа с повстанческим движением, а мотивы кажутся эгоистичными – Скволл не хочет испытывать еще одну потерю.

Скволл Леонхарт — ценность сострадания

Но по мере того, как Скволл осознает свои чувства к Риноа, начинают проявляться и другие причины. И после ее избавления от заклинания становится очевидно, что Скволл относится к новоявленной волшебнице иначе – он испытывает облегчение, показывая большую привязанность и изживая в себе личность одинокого волка. Его отношения с Риноа углубляются, и со временем Скволл проявляет все большую инициативу в ухаживаниях за Риноа.

Большую часть этой романтической линии часто упрекают за поведение персонажей, но есть один фактор, который здорово его объясняет – это возраст героев. Скволл, Риноа и большинство их товарищей чуть старше подросткового возраста, что отражается во множестве положительных и отрицательных черт их характера – главным образом в поверхностных суждениях и раздражающих особенностях.

Можно списать это на плохой сценарий, но это в равной степени может быть намеренной демонстрацией незрелости персонажей. При этом все они прошли путь развития до более серьезного поведения, и здесь бесконечно можно обсуждать аргументы, связанные с ужасами войны, взрослением и другими основными темами Final Fantasy VIII, которые также придают поведению персонажей игры, особенно Скволла и Риноа, гораздо большую глубину, чем предполагает их поверхностная натура.

Скволл Леонхарт — ценность сострадания

Пожалуй, лучший подобный пример мы видим ближе к концу игры, когда Скволл, наконец, понимает, почему он решил быть один. Риноа, сидя у него на коленях, пытается показать ему, что подобные чувства – это нормально, потому что рядом с людьми, о которых ты заботишься, может быть комфортно. Спустя некоторое сама Риноа расстраивается из-за более ранних сюжетных элементов, и наступает очередь Скволла ее успокаивать – серьезная перемена в его характере. По сравнению с тем, что мы видели раньше, это смена ролей: обычно Скволл опускал руки, погрязнув в жалости к себе, а Риноа всегда пыталась его успокоить. С этого момента Скволл показывает, что он заботится о Риноа и других играбельных персонажах игры не из чувства чести, долга или храбрости на поле боя, а из любви, сочувствия и понимания того, что никто не должен навсегда оставаться в одиночестве.

И пусть в наши дни фраза “любовь побеждает все” стала неким клише, здесь важно отметить, что это был не конец истории, а лишь путь к нему. Наградой за предотвращение катастрофы, которую Ультимеция пыталась устроить по ходу сюжета, стала кульминация отношений Скволла и Риноа в объятиях и поцелуе, который они определенно заслужили после четырех дисков контента. Именно ради этого момента Скволл развивался как персонаж, он преодолел свои опасения и впустил в свою зону комфорта других людей. Для Скволла это было не буквальным сражением между добром и злом, а внутренним конфликтом со своими собственными страхами и победой над ними ради будущего. Шквал внутри Скволла как он есть (именно так дословно переводится имя персонажа).

События игры показали глубину Скволла за счет мотивации его поступков. По мере того, как его замкнутость, наконец, развеялась, Скволл как персонаж вырос из задумчивого подростка в состоявшегося молодого человека. Его путь – не внезапная смена мотивации, как у Клауда Страйфа, а настоящая одиссея из четырех дисков, которая отражается через диалоги и кат-сцены игры, которые прекрасно подчеркивают сюжет. Его персонаж правдоподобен, потому что история завершается простым моментом счастья, кардинально отличным от начала, избавлением от страха перед другими людьми и боязни быть брошенным. Скволл – персонаж с характером и блестящий пример прекрасного сценария и развития от Squaresoft.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована


Похожее