Взглянем на всем полюбившуюся серию платформеров от Sony.Мало игр могут похвастаться такой значимостью в поп-культуре, как Ape Escape. Ну или могла похвастаться. Уникальная смесь глупой истории и сеттинга, в котором у обезьян есть шлемы, которые увеличивают их интеллект, и довольно необычного, но, в то же время, удивительно функционального управления заставляет выделяться эту франшизу и по сей день. Серия Ape Escape имела неизменно сильное присутствие на рынке начиная с игры для PS1 в 1999 году и вплоть до игры 2010 года для PlayStation Move.Сейчас же, мы не видели ничего от этой серии, кроме камео в таких играх, как Metal Gear Solid 3 и Ratchet and Clank на протяжении многих лет. Но с чего бы это? Почему серия игр, которая собрала миллионы преданных фанатов за 20 лет внезапно просто пришла в упадок? Что, черт возьми, случилось с Ape Escape?Год 1999. Люди проверяют почту на своих BlackBerry, «Матрица» навсегда меняет боевики, а дискеты все еще в ходу. А еще вышла какая-то странная игра под названием Ape Escape про очень умных обезьян, которые путешествуют во времени и одержимы порабощением мира. Никто даже и не думал о том, что образ мультяшной обезьяны в шлеме Pipo так закрепится в нашем сознании на долгие годы.Первая игра в серии увенчалась моментальным успехом и получила всеобщее восхваление за креативный художественный стиль, инновационное управление, и просто увлекательный геймплей. К счастью для игры, аналоговые стики Sony PlayStation становились стандартом индустрии с популярностью геймпада DualShock, что идеально совпало с выходом игры.Управление в Ape Escape, на первый взгляд, могло показаться странным, но оно оказалось высокофункциональным и простым. Как и Katamari и другие игры со своеобразным управлением, которые по-своему используют геймпады DualShock, Ape Escape быстро нашла общий язык с игроками и критиками, отчасти, благодаря особому управлению. Вдобавок к необычному управлению, игра выделялась таким же уникальным сюжетом, сеттингом и дизайном уровней.Яркие и живые уровни, на первый взгляд, напоминали такие игры, как Crash Bandicoot и Spyro, но, поиграв в Ape Escape, становилось понятно, что эта игра не похожа на другие, а, помимо редких просадок в частоте кадров, игра работала довольно хорошо, с учетом всех вещей. Как вы уже могли догадаться, все эти преимущества привели Ape Escape к необычайной популярности во всех крупных регионах, доказав, что страсть по хорошему художественному стилю, увлекательному управлению и сеттингу действительно всеобъемлюща среди геймеров.Планировалось, что в следующем году выйдет намного более мощная PlayStation 2. И пока огромное количество разработчиков трудилось над выпуском своих игр на новой приставке с DVD приводом, серия Ape Escape пропала с рынка на пару лет. Но это было лишь затишьем перед бурей. Ape Escape 2 вышла на PS2 в Японии в июле 2002 года и позже того же года в других регионах на радость фанатам со всего мира, которые терпеливо ждали сиквел.Сеттинг второй части был в целом похож на первую часть серии, с новым злодеем-обезьяной по имени Спектр, который сбежал из лаборатории, собрал армию умных обезьян, благодаря еще большему количеству шлемов, и парнем по имени Джимми, который должен был поймать их при помощи различных гаджетов и приемов. Продолжение в значительной степени выглядело, звучало и управлялось как первая часть серии, но в этот раз уровни были больше, у Джимми были гаджеты получше и игра предлагала дополнительный разблокируемый контент, например, мини-игры, комиксы, элементы концептуального дизайна, музыку и многое другое.Ape Escape 2 сделал именно то, что хороший сиквел должен – раздвинуть границы оригинала, но, в то же время, не отходить от установленного формата. Благодаря этому, игра быстро стала хитом на PlayStation 2, и даже сейчас продается в качестве переиздания на PlayStation 4.К середине 2000-х годов название Ape Escape стало нарицательным. Большинство владельцев приставок PlayStation либо имело игры этой серии, либо, как минимум, симпатизировали этим играм, поиграв в них у друга дома. Определенно, в планах было больше игр, но они не разрабатывались в спешке. Вплоть до 2005 года, навстречу закату поколения PS2, была представлена всеми ожидаемая третья часть и ремейк оригинальной части для PSP.Хотя отсутствие аналоговых стиков на PSP немного ухудшило геймплей, все равно было приятно поиграть в добротную версию первой части на портативной приставке, что и было причиной хороших отзывов. А вот Ape Escape 3 на PS2 тоже стала хитом в серии, хотя и не таким большим, как вторая часть.Ape Escape 3 могла похвастаться немного улучшенным геймплеем и графикой, но, в целом, придерживалась ожиданий фанатов. А вот где она потрясла игроков, так это в сюжете и сеттинге. В третьей части Спектр снова устраивает свои выходки, но в этот раз он захватил телевизионные станции и превращает людей в безмозглых зомби, вещая бестолковые передачи по телевизору. В этот раз игровыми персонажами являются Кей и Юми, потому, что старых персонажей уже заворожило дурное телевидение Спектра.Более того, среди нововведений было превращение в различных существ с уникальными способностями, что добавило разнообразия в геймплей. В конечном счете, новые персонажи, превращения в существ и сеттинг съемочной площадки не сильно изменили геймплей, но они разбавили старые краски и помогли освежить все тот же увлекательный геймплей, который так хорошо прижился в серии.Кто-то считает Ape Escape 3 шагом назад в серии, поскольку игра предлагает меньшее количество гаджетов и, отчасти, нововведениями отходит от изюминки оригинальной игры, но, несомненно, третья часть серии это прекрасный повод попробовать что-то новое. Посмотрите на успех таких игр, как Grand Theft Auto 3, Resistance 3, Crash Bandicoot Warped и Metal Gear Solid 3. Эти игры считаются чрезвычайно важными, если не самыми лучшими, в своих франшизах в целом благодаря готовности пойти на риск и попробовать что-то новое. Если не изменить что-то к третьей части серии, скорее всего, много людей скажет “Игра хороша, но это просто еще больше того, что уже было.”До сих пор Ape Escape в целом оставалась на правильном пути, предлагая три замечательные игры и хорошо сделанный ремейк на протяжении большей части десятилетия, что является неплохим достижением. К сожалению, тут серия и оступилась. Случайные спин-оффы, игры для вечеринки и игра для PlayStation Move выпускались довольно часто и с плохим качеством. Фактически, все, что вышло под брендом Ape Escape, помимо основной трилогии, оказалось разочарованием.Было лишь немного релизов, таких как Ape Escape Million Monkeys, которые были хорошими, но их недостаток заключался в ограниченном выпуске и доступности лишь одному из основных регионов. Обычно, это была Азия. На протяжении последующего десятилетия, франшиза превратилась в беспорядочную путаницу со случайными спин-оффами, разбросанными по всем регионам, что привело к утрате связи с оригинальной трилогией. Сейчас, большинство этих игр можно приобрести онлайн по низкой цене, хотя, скорее всего, вы получите больше удовольствия просто поиграв в оригинальные части.Сложно установить причину, по которой серия утратила запал, который был у оригинальных игр, но ясно то, что множество некачественных игр сыграло большую роль в упадке франшизы. Непонятно, почему Sony Computer Entertainment не могли просто придерживаться оригинального формата и выпускать Ape Escape 4, 5 и 6 на протяжении последних десяти лет. Особенно, учитывая тот факт, что права на франшизу, в целом, оставались в одних руках без существенного изменения в командах разработчиков.Возможно Sony опасались чего-то после исследования рынка, и, поэтому, не хотели направлять необходимое количество ресурсов в работу над серией, но, со всеми фан-группами, учетными записями в Twitter и серверами в Discord, которые посвящены серии PlayStation Classics, и где игры Ape Escape постоянно на слуху, я думаю, что Sony должны пересмотреть свое решение. Сложно найти другую серию игр, которой бы так пошло на пользу начало с чистого листа. Будь это коллекция ремейков по типу Crash и Spyro, полноценный перезапуск серии, или качественная Ape Escape 4, фанаты бы высоко оценили такой ход событий.