Взглянем на всем полюбившуюся серию платформеров от Sony.

Мало игр могут похвастаться такой значимостью в поп-культуре, как Ape Escape. Ну или могла похвастаться. Уникальная смесь глупой истории и сеттинга, в котором у обезьян есть шлемы, которые увеличивают их интеллект, и довольно необычного, но, в то же время, удивительно функционального управления заставляет выделяться эту франшизу и по сей день. Серия Ape Escape имела неизменно сильное присутствие на рынке начиная с игры для PS1 в 1999 году и вплоть до игры 2010 года для PlayStation Move.

Сейчас же, мы не видели ничего от этой серии, кроме камео в таких играх, как Metal Gear Solid 3 и Ratchet and Clank на протяжении многих лет. Но с чего бы это? Почему серия игр, которая собрала миллионы преданных фанатов за 20 лет внезапно просто пришла в упадок? Что, черт возьми, случилось с Ape Escape?

Год 1999. Люди проверяют почту на своих BlackBerry, «Матрица» навсегда меняет боевики, а дискеты все еще в ходу. А еще вышла какая-то странная игра под названием Ape Escape про очень умных обезьян, которые путешествуют во времени и одержимы порабощением мира. Никто даже и не думал о том, что образ мультяшной обезьяны в шлеме Pipo так закрепится в нашем сознании на долгие годы.

Что, черт возьми, произошло с Ape Escape?

Первая игра в серии увенчалась моментальным успехом и получила всеобщее восхваление за креативный художественный стиль, инновационное управление, и просто увлекательный геймплей. К счастью для игры, аналоговые стики Sony PlayStation становились стандартом индустрии с популярностью геймпада DualShock, что идеально совпало с выходом игры.

Управление в Ape Escape, на первый взгляд, могло показаться странным, но оно оказалось высокофункциональным и простым. Как и Katamari и другие игры со своеобразным управлением, которые по-своему используют геймпады DualShock, Ape Escape быстро нашла общий язык с игроками и критиками, отчасти, благодаря особому управлению. Вдобавок к необычному управлению, игра выделялась таким же уникальным сюжетом, сеттингом и дизайном уровней.

Яркие и живые уровни, на первый взгляд, напоминали такие игры, как Crash Bandicoot и Spyro, но, поиграв в Ape Escape, становилось понятно, что эта игра не похожа на другие, а, помимо редких просадок в частоте кадров, игра работала довольно хорошо, с учетом всех вещей. Как вы уже могли догадаться, все эти преимущества привели Ape Escape к необычайной популярности во всех крупных регионах, доказав, что страсть по хорошему художественному стилю, увлекательному управлению и сеттингу действительно всеобъемлюща среди геймеров.

Что, черт возьми, произошло с Ape Escape?

Планировалось, что в следующем году выйдет намного более мощная PlayStation 2. И пока огромное количество разработчиков трудилось над выпуском своих игр на новой приставке с DVD приводом, серия Ape Escape пропала с рынка на пару лет. Но это было лишь затишьем перед бурей. Ape Escape 2 вышла на PS2 в Японии в июле 2002 года и позже того же года в других регионах на радость фанатам со всего мира, которые терпеливо ждали сиквел.

Сеттинг второй части был в целом похож на первую часть серии, с новым злодеем-обезьяной по имени Спектр, который сбежал из лаборатории, собрал армию умных обезьян, благодаря еще большему количеству шлемов, и парнем по имени Джимми, который должен был поймать их при помощи различных гаджетов и приемов. Продолжение в значительной степени выглядело, звучало и управлялось как первая часть серии, но в этот раз уровни были больше, у Джимми были гаджеты получше и игра предлагала дополнительный разблокируемый контент, например, мини-игры, комиксы, элементы концептуального дизайна, музыку и многое другое.

Ape Escape 2 сделал именно то, что хороший сиквел должен – раздвинуть границы оригинала, но, в то же время, не отходить от установленного формата. Благодаря этому, игра быстро стала хитом на PlayStation 2, и даже сейчас продается в качестве переиздания на PlayStation 4.

Что, черт возьми, произошло с Ape Escape?

К середине 2000-х годов название Ape Escape стало нарицательным. Большинство владельцев приставок PlayStation либо имело игры этой серии, либо, как минимум, симпатизировали этим играм, поиграв в них у друга дома. Определенно, в планах было больше игр, но они не разрабатывались в спешке. Вплоть до 2005 года, навстречу закату поколения PS2, была представлена всеми ожидаемая третья часть и ремейк оригинальной части для PSP.

Хотя отсутствие аналоговых стиков на PSP немного ухудшило геймплей, все равно было приятно поиграть в добротную версию первой части на портативной приставке, что и было причиной хороших отзывов. А вот Ape Escape 3 на PS2 тоже стала хитом в серии, хотя и не таким большим, как вторая часть.

Ape Escape 3 могла похвастаться немного улучшенным геймплеем и графикой, но, в целом, придерживалась ожиданий фанатов. А вот где она потрясла игроков, так это в сюжете и сеттинге. В третьей части Спектр снова устраивает свои выходки, но в этот раз он захватил телевизионные станции и превращает людей в безмозглых зомби, вещая бестолковые передачи по телевизору. В этот раз игровыми персонажами являются Кей и Юми, потому, что старых персонажей уже заворожило дурное телевидение Спектра.

Что, черт возьми, произошло с Ape Escape?

Более того, среди нововведений было превращение в различных существ с уникальными способностями, что добавило разнообразия в геймплей. В конечном счете, новые персонажи, превращения в существ и сеттинг съемочной площадки не сильно изменили геймплей, но они разбавили старые краски и помогли освежить все тот же увлекательный геймплей, который так хорошо прижился в серии.

Кто-то считает Ape Escape 3 шагом назад в серии, поскольку игра предлагает меньшее количество гаджетов и, отчасти, нововведениями отходит от изюминки оригинальной игры, но, несомненно, третья часть серии это прекрасный повод попробовать что-то новое. Посмотрите на успех таких игр, как Grand Theft Auto 3, Resistance 3, Crash Bandicoot Warped и Metal Gear Solid 3. Эти игры считаются чрезвычайно важными, если не самыми лучшими, в своих франшизах в целом благодаря готовности пойти на риск и попробовать что-то новое. Если не изменить что-то к третьей части серии, скорее всего, много людей скажет “Игра хороша, но это просто еще больше того, что уже было.”

До сих пор Ape Escape в целом оставалась на правильном пути, предлагая три замечательные игры и хорошо сделанный ремейк на протяжении большей части десятилетия, что является неплохим достижением. К сожалению, тут серия и оступилась. Случайные спин-оффы, игры для вечеринки и игра для PlayStation Move выпускались довольно часто и с плохим качеством. Фактически, все, что вышло под брендом Ape Escape, помимо основной трилогии, оказалось разочарованием.

Что, черт возьми, произошло с Ape Escape?

Было лишь немного релизов, таких как Ape Escape Million Monkeys, которые были хорошими, но их недостаток заключался в ограниченном выпуске и доступности лишь одному из основных регионов. Обычно, это была Азия. На протяжении последующего десятилетия, франшиза превратилась в беспорядочную путаницу со случайными спин-оффами, разбросанными по всем регионам, что привело к утрате связи с оригинальной трилогией. Сейчас, большинство этих игр можно приобрести онлайн по низкой цене, хотя, скорее всего, вы получите больше удовольствия просто поиграв в оригинальные части.

Сложно установить причину, по которой серия утратила запал, который был у оригинальных игр, но ясно то, что множество некачественных игр сыграло большую роль в упадке франшизы. Непонятно, почему Sony Computer Entertainment не могли просто придерживаться оригинального формата и выпускать Ape Escape 4, 5 и 6 на протяжении последних десяти лет. Особенно, учитывая тот факт, что права на франшизу, в целом, оставались в одних руках без существенного изменения в командах разработчиков.

Возможно Sony опасались чего-то после исследования рынка, и, поэтому, не хотели направлять необходимое количество ресурсов в работу над серией, но, со всеми фан-группами, учетными записями в Twitter и серверами в Discord, которые посвящены серии PlayStation Classics, и где игры Ape Escape постоянно на слуху, я думаю, что Sony должны пересмотреть свое решение. Сложно найти другую серию игр, которой бы так пошло на пользу начало с чистого листа. Будь это коллекция ремейков по типу Crash и Spyro, полноценный перезапуск серии, или качественная Ape Escape 4, фанаты бы высоко оценили такой ход событий.

Похожее