Среди кинофраншиз, у Star Wars, наверное, наибольший маркетинговый потенциал. Череда ярких образов, эстетика экзотических миров и футуристические сражения – вот лишь некоторые из причин, почему некоторые игры серии получились настолько великолепными. Однако сказать так можно далеко не обо всех тайтлах. Было время, когда LucasArts клепали что попало в любых мыслимых жанрах, чтобы продать под логотипом «Звёздных войн», зная наверняка, что верные фанаты купят эти игры независимо от содержания.К сожалению, то, что некогда было священной и кропотливо создаваемой франшизой, со временем погрязло в дешёвых привязках. Причём некоторые из них откровенно злоупотребляют богатой киновселенной и сделаны исключительно ради лёгкой наживы. Именно так можно сказать о следующих 12 играх Star Wars.Jedi Arena (1983)Учитывая, что игра вышла ещё на Atari 2600, можно закрыть глаза на её графическую составляющую (которая смехотворна даже по стандартам ранних 90-х), но это не оправдывает тот факт, что в основном она копирует Pong. Весь геймплей состоит в элементарном отражении лазерных атак двумя игроками.Возможно, если подключить воображение, то можно увидеть эпическую битву между Люком и Вейдером. Но если бы мы действительно хотели использовать воображение, то лучше почитали бы книгу или поиграли в Dungeons & Dragons.Rebel Assault (1993)Rebel Assault была одной из немногих игр серии для давно забытых консолей Sega CD и 3DO. Несмотря на обещания вывести франшизу на совершенно новый уровень, мы получили, по сути, стандартный рельсовый шутер с низкокачественной графикой и лихорадочным фреймрейтом. Несколько впечатляющих для того времени видеовставок ощутимо теряли в качестве на консолях и выглядели должным образом только на мощных ПК.Также играть мешало слишком уж чувствительное управление, способное вывести из себя даже самых невозмутимых джедаев. К счастью, через пару лет вышли X-Wing и TIE Fighter, подарившие фанатам «Звёздных войн» представление об идеальных космических боях.Yoda Stories (1997)Скорее всего, вы никогда не слышали о Star Wars: Yoda Stories – одной из самых критикуемых игр в истории франшизы.Вам предстоит играть за нелепого головастика-Люка Скайуокера, выполняющего банальные, рандомно сгенерированные квесты под видом обучения джедая. Проблема в том, что все они, по сути, одинаковы. Найти что-то, продать и сражаться с джавами или имперцами в зависимости от этапа. Не говоря уже о том, что игра называется Yoda Stories, но сам Йода в ней практически не появляется.Единственный плюс тайтла – возможность вновь увидеть миры «Звёздных войн» в игровой форме, однако point-and-click механика в оконном интерфейсе оказалась, по меньшей мере, скучной, а графика и звук ужасны даже по стандартам 1997 года. Неудивительно, что игра оказалась не по зубам даже отъявленным фанатам.Masters of Teras Kasi (1997)До сегодняшнего дня идея файтинга при участии персонажей «Звёздных войн» кажется поистине заманчивой. Дуэли на световых мечах – неотъемлемый и, возможно, наиболее впечатляющий элемент этой вселенной, так почему бы не сделать игру, в которой он предстанет во всей красе? Очень жаль, что первый файтинг франшизы оказался настолько унылым.С такими современниками, как Tekken 2, которые произвели настоящую революцию в жанре, Star Wars: Masters of Tera Kasi стала сплошным разочарованием по вине грубо проработанного геймплея, а именно – слабой механики движения и ударов, важнейших аспектов любого файтинга. В конечном счете, игра оказалась всего лишь жалкой попыткой нажиться на серии.И это действительно печально, учитывая, что всего через год вышла Star Wars Jedi Knight II: Jedi Outcast, которая показала, какими должны быть настоящие сражения джедаев один на один, пусть и в командном мультиплеере.Rebellion (1998)Rebellion – это стратегия, от которой многие игроки ждали решающей роли в эпическом противостоянии Империи и повстанцев. И, на первый взгляд, они получили желаемое в виде управления ресурсами и сражений в реальном времени. К сожалению, на деле получилась игра со множеством проблем: начиная неудобным управлением и размещением камеры и заканчивая ужасным балансом юнитов.Это определённо не тот тайтл, на который рассчитывали фанаты «Звёздных войн». По крайней мере, впереди их ждала «новая надежда»: Force Commander обещала порадовать всех любителей стратегий. Но стоп, разве это не следующая игра в нашем списке?Force Commander (2000)Force Commander – ещё один провал в жанре стратегии, рассказывающий историю молодого офицера Имперского флота, который переходит на сторону Альянса, узнав, что имперцы стоят за убийством его отца. Тайтл прославился глючным интерфейсом, инертным управлением и недалёким ИИ. Вдобавок ко всему из-за долгой разработки графика игры на момент релиза значительно устарела.Кроме того, баланс юнитов отсутствует как таковой. Базовые штурмовики эффективны сверх меры, в то время как грозных на вид AT-AT легко остановить обычным буксирным тросом из крохотного снежного спидера.Однако сильнее всего здесь пострадала музыка. Вместо безупречного саундтрека Джона Уильямса Force Commander «радует» оригинальным техно-ремиксом, который спустя несколько часов игры становится просто невыносимым.В итоге поклонники «Звёздных войн» всё-таки получили достойную стратегию с выходом Empire at War в 2006 году, однако забыть печальный провал, которым стала Force Commander, оказалось не так-то просто.Episode I: The Gungan Frontier (1999)Большинство людей, вероятно, согласятся с тем, что вселенная «Звёздных войн» стала бы только лучше без расы гунганов. К сожалению, разработка игры уже шла полным ходом, не спрашивая мнения фанатов.Gungan Frontier повествует о бедственном положении планеты Набу и… требует от игрока заботы об экосистеме в колонии гунганов? Похоже, что LucasArts тогда брались за все предложенные проекты.Demolition (2000)Star Wars: Demolition – очередная наглая попытка заработать на популярности других успешных тайтлов, на сей раз – Twisted Metal. По сюжету игры, Империя запрещает на Татуине гонки на подах. Это вынуждает Джаббу вводить новое, более опасное развлечение для масс.Учитывая близкое соседство лендспидеров, облачных автомобилей, шагоходов и бронированных танков, этот жанр не особо сочетается со вселенной «Звёздных войн», но разработчиками были Luxoflux – те же люди, которые сделали пародию на Twisted Metal в виде Vigilante 8.Demolition – ухудшенная версия последней, замаскированная скинами Star Wars. Отвратительная графика, криво двигающиеся персонажи и транспортные средства, постоянные глюки и вечные провалы в текстурах. Так Demolition доказала, что лейбл «Звёздных войн» – не панацея.Super Bombad Racing (2001)Никогда ещё игры для фанатов «Звёздных войн» не были такими оскорбительными. Гонки на картах – это всегда весело и интересно, однако в случае со Star Wars: Super Bombad Racing разработчики просто попытались скопировать Mario Kart и затолкать большеголовых персонажей Star Wars в крошечные машинки. Сама по себе идея не так уж и плоха, если учесть, насколько хорош оригинал, но как только вы начнёте играть, то сразу пожелаете вернуться в Грибное королевство: этому тайтлу совершенно не хватает оригинальности.Не помогло и то, что игра основана на персонажах и транспортных средствах из «Эпизода I: Скрытая угроза» – наименее популярного фильма серии.Obi-Wan (2002)Из-за множества перипетий во время разработки Star Wars: Obi-Wan, выпущенная в 2002 году, стала эксклюзивом для Xbox. Игра за молодого Оби-Вана с различными способностями Силы в арсенале изначально кажется заманчивой, однако местный геймплей настолько ужасен, что уже вскоре становится в тягость. Так как игра находилась в производстве слишком долго, ходили слухи, что в ней появится куча разных режимов, включая кооперативный, но, к сожалению, ничего из этого так и не вышло. Star Wars: Obi-Wan было суждено стать очередным бесполезным тайтлом франшизы.Flight of the Falcon (2003)Механика Star Fox в сочетании с «Тысячелетним соколом» – отличная формула для забавного аркадного шутера на Game Boy Advance. Однако не всегда идеи удачно отражаются на практике, и назвать Flight of the Falcon забавной язык не повернётся. Game Boy Advance не хватило мощности, чтобы реализовать все планы разработчиков, поэтому мы вновь получили ужасную графику, проседающий фреймрейт и отвратительное управление.И это не считая однотипных уровней, состоящих из монотонной стрельбы по одним и тем же врагам снова и снова. Вдобавок сложность на некоторых этапах возрастает до невозможности. Всё это мог бы скрасить отличный сюжет и достойный геймплей, но их здесь, к сожалению, нет.Kinect Star Wars (2012)Учитывая, что Kinect для Xbox сам по себе стал провалом, Kinect Star Wars – это одна сплошная ошибка. Данный тайтл, максимально далёкий от вселенной джедаев, послужил обширной рекламной кампанией и при этом вышел практически неиграбельным. Движения игроков считывались сенсором лишь наполовину, а геймплей получился посредственным, монотонным и попросту скучным.И не будем забывать о тех ужасных танцах. Скорее всего, данные эпизоды появились в игре из-за популярности Dance Central – единственного тайтла для Kinect, в который ещё можно было играть. Если существует хоть что-то, что раздражает поклонников «Звёздных войн» сильнее, чем Джа-Джа Бинкс, то это наверняка танцы из Kinect Star Wars.Разработчики зашли настолько далеко, что выкупили права на популярный трек Джейсона Деруло «Ridin’ Solo», изменили название на «I’m Han Solo», а текст – на нелепые отсылки к франшизе. И поверьте, игровое сообщество отчаянно желает забыть это безумие как страшный сон.