Ода снайперской винтовке 02.12.2017 СтатьиНевидимость, неуязвимость, убийства одним выстрелом: снайперская винтовка – это чит-код с прицелом и спусковым крючком.Щелчок. Вдох. Хлопок. Снайперские винтовки в компьютерных играх являют собой воплощение стиля и смертоносности: начиная с длинного ствола из толстой стали и заканчивая громким хлопком от выстрела, расходящимся раскатистым эхом на мили вокруг. Но мы любим симуляторы снайпера не только за это: находясь по ту сторону прицела, мы чувствуем себя богом. Притягательность снайперской винтовки заключается в божественной силе поражать цели на огромном расстоянии, прервав чью-то жизнь легким нажатием пальца и скрывшись незамеченным.Такова темная суть снайперской винтовки. Сравнить её хотя бы с могущественной бум-палкой – вездесущим дробовиком. Оба оружия имеют низкую скорость стрельбы, убивают цель с одного выстрела и оповещают всю округу о вашем присутствии.Но принцип действия снайперской винтовки заключается в «нечестном» ведении боя и получении преимущества из этого. Мы видим врага, оставаясь невидимыми. Мы смотрим ему прямо в лицо, оставаясь неузнанными. Невидимость, неуязвимость, убийства одним выстрелом: снайперская винтовка – это чит-код с прицелом и спусковым крючком. Держа её в руках, ощущаешь себя Зевсом, мечущим молнии в грешников. Сегодня мы отдадим должное снайперской винтовке, проследив её эволюцию в контексте компьютерных игр, и разобрав, что делает её оружием мечты каждого геймера. Но начнем издалека.Как сделать крутую винтовку«Это моя винтовка. Таких винтовок много, но эта моя.»По большей части божественная мощь снайперской винтовки заключается в её дальнобойности. И для того, чтобы поражать свои цели с хирургической точностью, в первую очередь любому снайперу понадобится хороший прицел.Лучшим недавним примером этому служит PlayerUnknown’s Battlegrounds, где одним из важнейших навыков является способность вовремя замечать и отслеживать перемещения врага. Неясный страх закрадывается в душу, когда ближе к концу матча ты бежишь через открытое поле, осматриваешься вокруг и не видишь ни одной живой души. Ты знаешь, что враг где-то неподалеку, но он скрывается в тенях. И, возможно, на его оружие установлен редкий оптический прицел с 8-кратным или 15-кратным увеличением, с помощью которого вас выведут из игры ещё до того, как вы успеете что-нибудь понять.Без сомнения, самой легендарной винтовкой в истории остается AWP из Counter-Strike, едва ли не собственноручно породившая образ всесильного и вездесущего снайпера, впоследствии не раз виденного нами в более поздних игровых воплощениях. Исход каждого матча в CS решают мельчайшие доли секунды, и потому хороший снайпер должен обладать терпением черепахи и скоростью реакции перепуганного зайца. Сила классической AWP заключается не в убойной силе, а в постоянном страхе противника попасть в объектив прицела.Но искусство стрельбы на расстоянии заключается не только в умении выжидать и вовремя жать на курок. Существует целый ряд игр, требующих от снайпера учета череды физических и погодных переменных, а также умения принимать решения в напряженной ситуации. Точное попадание в голову с расстояния в пару километров – это настолько далеко, что при прицеливании необходимо учитывать даже силу вращения Земли – по-настоящему дает почувствовать себя богом, решающим кому жить, а кому умереть.На сегодняшний день наиболее комплексную и достоверную игровую симуляцию снайпера может предложить так называемая «военная песочница» Arma 3. Благодаря фанатскому редактору уровней, вы можете регулировать любые факторы, вплоть до атмосферного давления и скорости ветра. Благодаря огромному количеству переменных выстрел из винтовки становится больше похож на управление космическим кораблем: миллиметр влево, миллиметр вправо, теперь немного подкрутить регулятор с одновременным нажатием переключателя, не забыть задержать дыхание, выстрелить.Несмотря на непревзойденную реалистичность Arma 3, наиболее полно почувствовать себя в шкуре снайпера дает возможность великолепный уровень Call of Duty: Modern Warfare под названием “Все в камуфляже”. Пробираясь через радиоактивные руины чернобыльской зоны отчуждения, вы не встретите ни птиц, ни животных – вокруг царит мертвая тишина. Напряжение возрастает, когда вы проскальзываете в город мимо патруля солдат, прошедшего мимо на расстоянии вытянутой руки. Когда настает время сделать решающий выстрел из своей верной винтовки M82, нервы натягиваются тугой струной, ведь в запасе всего одна попытка. Для удачного попадания необходимо отслеживать трепыхание небольшого флажка на ветру, расположенного рядом с целью, чтобы выбрать удачный момент полного штиля и метнуть в жертву божественный разряд молнии.Пошумим?Как все мы прекрасно знаем, снайперская винтовка – далеко не самое бесшумное оружие во вселенной. И это неслучайно. Конечно, некоторые для скрытности предпочитают надевать на оружие глушитель, но, поступая так, они многое теряют. Снайперка ДОЛЖНА греметь, как разряд молнии, ведь хорошая винтовка – это карающая длань божья.Что касается именно звука, то тут безоговорочным лидером является устрашающий образец технологий будущего из HALO: Combat Evolved под не менее устрашающим названием SRS99C-S2AM. Хлопки от выстрелов этой винтовкой звонким эхом разносятся по всему уровню. И эхо – лучшая часть этого неповторимого звука. Впрочем, звуки перезарядки и прицеливания, издаваемые SRS99C, – это не меньшая услада для уха любителя оружия.Но несмотря на невероятно сочный звук выстрела, кое-чего SRS99C все же не хватает. Так как это полуавтоматическая винтовка, ей очень не хватает металлического лязга вручную передергиваемого затвора. В умах многих щелчок затвора – это неотъемлемая часть выстрела из винтовки, и по своей культовости она даже перевешивает звук перезарядки супердробовика из Doom.Удар грома и лязг механических деталей оказывает ещё более фантастический эффект, если раздается в полной тишине. И когда окружающее молчание нарушено, лучше всего продолжить выстрел подходящим по настроению саундтреком, как это сделано в чудесном клипе из Far Cry 2 ниже.Экскурс в историю: первая винтовка в компьютерной игреУзнав, что делает снайперскую винтовку столь мощным оружием, можно понять, почему так нелегко создать хорошую игру о снайперском деле. Учитывая, что игрок держит в руках источник богоподобной силы, трудно создать по-настоящему сложные уровни и врагов, убийство которых станет настоящим вызовом. Гораздо легче чуточку урезать возможности и преимущества игрока, как и поступает большинство разработчиков.Но на протяжении долгого периода времени появлению хороших симуляторов снайпера мешала не нарушенность баланса между игроком и врагами, а отсутствие необходимых технологий. В седую старину игры были двухмерными: они имели высоту и ширину, но не имели глубины, что жизненно необходимо для передачи ощущения огромного расстояния между снайпером и целью.Впрочем, история все же помнит некоторые – и не самые неудачные – попытки воплотить это в жизнь. Первая снайперская винтовка в истории игровой индустрии появилась во французской аркаде Hostage: Rescue Mission. Изначально игра вышла на древних платформах Apple II, Commodore 64 и Amiga. Сюжет строится вокруг полицейского, который пытается ликвидировать террористов, засевших в здании напротив, высматривая их в окнах через маленький прицел в углу экрана.Без трехмерного пространства не может существовать и ощутимого расстояния. Многие считают, что в полной мере концепция снайперского дела была воплощена в бондовской игре Goldeneye 007 для Nintendo 64. Но за год до неё, в далеком августе 1996-го, на ПК вышел мод для Quake под названием Quake Team Fortress. Мод добавлял в игру четыре класса: Боец, Шпион, Инженер и Снайпер. Последний был вооружен снайперской винтовкой, позволявшей уничтожать цели с большой дистанции – только если игрок обладал хорошей реакцией и зорким зрением.В марте 1997-го LucasArts представила Outlaws – ныне забытый шутер в антураже вестерна. Но в свое время ему все-таки удалось предложить игрокам нечто новое. К стандартному Винчестеру в игре был приделан оптический прицел, позволявший приближать объекты в формате 3D. Судя по всему, это первое 3D-приближение, воплощенное в компьютерной игре – Outlaws вышла за 5 месяцев до Goldeneye 007.В свое время LucasArts считалась первопроходцем игростроя, но вряд ли Outlaws можно отнести к прорывам студии. Скорее, тогда просто появились нужные технологии для создания симулятора снайпера от первого лица, и LucasArts первыми подхватили тренд. Уже в следующем 1998 году на свет появились Half-Life, SiN, Starseige: Tribes и Delta Force, каждая из которых предлагала элемент арсенала с оптическим прицелом. Одновременно с этим онлайн-игры приобрели больший размах, и снайперские винтовки стали необходимы для полноценного ведения боевых действий на расстоянии. В 2000 году мы впервые увидели AWP в Counter-Strike, а Deus Ex внедрила снайперское оружие в формат экшен-RPG.Предшественник Arma под названием Operation Flashpoint вышел в 2001 году, Battlefield 1942 – в 2002, первая часть Call of Duty – в 2003, и неотъемлемой частью геймплея этих знаковых для развития жанра шутеров стала снайперская винтовка.Лазеры и прочие свистелкиНе все винтовки стреляют свинцом. Несмотря на нашу любовь к звуку выстрела и щелчкам металлического затвора, стрельба из бесшумных лазерных винтовок или арбалетов тоже имеет свою прелесть. Взять хотя бы канонический арбалет из Half-Life 2, способный пригвоздить ничего не подозревающего врага к стене раскаленным стержнем металла.Гулкое дребезжание спущенной арбалетной тетивы, конечно, не такое сочное, как гром выстрела, хоть оно тоже имеет собственную красоту – даже какую-то музыкальность. Но лучший звук исходит не от самого арбалета, а от приглушенного вскрика врага «Снайпер!». Добавьте сюда едва слышный гул сирены где-то на фоне.Что касается лазерных винтовок, то наиболее удачно воплотить эту концепцию в жизнь удалось XCOM 2. Красный луч смерти бесшумно устремляется в голову очередного инопланетного захватчика, но оставшийся незамеченным стрелок уже успел скрыться из виду, чтобы занять позицию для очередного смертоносного выстрела. Особенно кинематографично выстрелы из плазменной или лазерной винтовки смотрятся с перспективы самого солдата.Подводя итогСнайперские винтовки в играх – это просто божественно. Несмотря на нелюбовь к ней многих игроков онлайн-шутеров и внушающую благоговейный ужас мощь, хорошо сбалансированная винтовка – это образец настоящего искусства. Это набор идеально смазанных и подогнанных друг к другу деталей, наделяющих игрока божественной властью над полем боя. Это карающая длань и удар молнии, объединенных в одно целое.Но несмотря на все преимущества, снайперка обладает рядом очевидных недостатков, которые и делают стрельбу из неё столь захватывающим и напряженным действом. Промах приведет к нескольким бесконечным секундам перезарядки, во время которых снайпер абсолютно беззащитен перед окружающими угрозами. В такой момент проще простого подвергнуться панике, и если не сохранять хладнокровие, то вам конец.При этом не стоит забывать и о чистой боевой мощи снайперской винтовки, не зависящей от прицела и расстояния до врага. Возможность уничтожить врага одним выстрелом в упор нарушает хрупкий баланс достоинств и недостатков снайперки в пользу первых, наделяя стрелка ещё большим ощущением всесильности. Выстрелы без прицела нарушают саму природу снайперской винтовки, и противник точно не будет ожидать такого поворота.Для успешного обращения со снайперской винтовкой вам потребуется инстинктивный навык, учет физических переменных, или и то, и другое. Но как бы там ни было, хороший симулятор снайпера даст вам в руки источник непреодолимой силы. Да здравствует винтовка!