Обычно рассказчики плавно и ненавязчиво направляют нас в ходе наших приключений. Но только не эти…В центре большинства игр, как правило, находится некая история. Иногда она чрезвычайно проста, а порой – запутана настолько, что походит на пародию. Однако почти всегда мы можем доверять тому, что игра рассказывает нам о той или иной ситуации. Тем не менее, бывают и исключения.Иногда авторы используют концепцию ненадёжного рассказчика, чтобы сделать подачу истории увлекательнее. С её помощью можно продемонстрировать то, каким бессовестным лжецом является этот самый рассказчик, или же плавно подвести сюжет к внезапному повороту. А порой данный приём используется для того, чтобы показать, что слова рассказчика, как и ваше восприятие окружения, сильно отличаются от реальности. В любом случае, доверять тому, что вам говорят, в подобных историях определённо не стоит.PortalНа протяжении основной части игры мы принимаем участие в нескольких испытаниях в стенах исследовательского комплекса Aperture Science. Через эти тесты нас проводит GLaDOS – информативный, хоть и несколько саркастичный ИИ, который объясняет условия каждого испытания и неприкрыто намекает на то, что главная героиня – толстая. Но это лишь цветочки.По мере продвижения сюжета становится понятно, что GLaDOS явно что-то недоговаривает, а полное отсутствие сотрудников никак не связано с чистотой экспериментов. Рано или поздно нам придётся действовать вопреки словам этого ИИ, потому что иначе выжить будет попросту невозможно.Call of Juarez: GunslingerГлавным героем шутера Call of Juarez: Gunslinger, выполненного в стиле вестерна, является Сайлас Гривз – охотник за головами, который рассказывает о своих подвигах персоналу и посетителям салуна. Он также упоминает о том, что им движет жажда мести, ради утоления которой он поочерёдно выслеживал самых известных преступников Дикого Запада.Звучит это неправдоподобно, и у нас есть веские основания подозревать героя во лжи. В какой-то момент становится понятно, что Сайлас не лучший рассказчик, и по мере того, как мы будем участвовать в его подвигах, мир вокруг нас станет преображаться: слушатели начнут активно указывать на несостыковки в историях, целые эпизоды – перематываться назад, а действие – периодически останавливаться, когда Сайласу захочется посетить уборную.Если вы когда-нибудь хотели увидеть интерактивную экранизацию чьей-то пьяной болтовни, то Call of Juarez: Gunslinger – это идеальный вариант.Lone SurvivorЗдесь мы управляем последним выжившим в мире, в котором произошла вспышка странного вируса, в результате чего большинство людей погибло, а все остальные успели превратиться в жутких монстров. По крайней мере, так говорится в начале истории. Однако со временем мы начинаем понимать, что главный герой Lone Survivor, скорее всего, тронулся умом. На это намекают его странные сны, непонятные таблетки, которые он глотает пачками, а в какой-то момент мы заходим в квартиру, в которой проходит совершенно обычная вечеринка с обычными людьми.После этого становится всё сложнее понимать, что из показанного является плодом воображения героя, а потому стрельба по монстрам теперь уже не кажется хорошей идеей.Slay the PrincessОсновная цель игры буквально вынесена в название («Убить принцессу»). В визуальной новелле Slay the Princess нам сообщают, что нам необходимо убить некую принцессу, заточённую в подвале, а иначе наступит конец света.Всё это мы узнаём от рассказчика, который быстро выходит из себя, если мы начинаем задавать слишком много вопросов. Он спорит с нами, оскорбляет нас, а в какой-то момент даже запирает нас в закрытом помещении, стараясь убедить нас пойти и совершить убийство. Разве можно доверять такому рассказчику?Dear EstherВ этой игре мы управляем безымянным мужчиной, который бродит по заброшенному острову, а путь его лежит к мачте на самой вершине этого острова. Сопровождается это закадровым голосом протагониста, читающим письма, которые адресованы Эстер – его возлюбленной. На момент событий игры Эстер уже мертва.По мере развития сюжета становится ясно, что рассказчик и сам, возможно, умирает: его повествование становится всё более бессвязным, а окружение – всё более гнетущим. Мрачная история острова, причудливые стаи чаек, история смерти Эстер и библейские стихи сливаются в грустное повествование о последнем путешествии главного героя.Spec Ops: The LineПоначалу может показаться, что Spec Ops: The Line – это типичный военный шутер, однако на деле всё куда интереснее. В нём мы управляем Мартином Уокером – капитаном спецподразделения армии США, которое отправляют в Дубай, где бушуют песчаные бури. Нам необходимо расследовать действия американского батальона, переставшего подчиняться приказам.Операция проходит по плану вплоть до того момента, как ваш отряд непреднамеренно совершает нечто ужасное. С этого момента сюжет принимает неожиданный оборот. Психическое состояние Уокера быстро ухудшается, и наши решения по ходу игры влияют на то, сумеет ли он сохранить рассудок. Слишком много неправильных выборов приведут к галлюцинациям протагониста. И лишь в финале истории, когда мы поймём, как много событий были лишь плодами воображения Уокера, мы сможем взглянуть на всю картину целиком.BraidПлатформер с элементами головоломки Braid повествует о приключениях парня по имени Тим, который пытается спасти принцессу, похищенную ужасным монстром. После каждого уровня мы узнаём чуть больше о протагонисте, и перед нами вырисовывается довольно тревожный портрет. Тим – явно не герой вроде Марио.В самом финале мы видим, как принцесса бежит к Тиму, однако после этой сцены нам дают понять, что Тим манипулировал ходом времени. На самом же деле на протяжении всей истории принцесса пыталась убежать от Тима подальше.King’s QuestРемейк King’s Quest, вышедший в 2015 году, рассказывает свою историю с более субъективной точки зрения, чем его предшественники. Большинство событий игры представляют собой вспоминания пожилого короля Грэма, который тот рассказывает своей внучке Гвендолин. Историями о своих подвигах юности он стремится вдохновить подрастающее поколение.Тем не менее, Гвендолин сомневается в правдивости рассказов Грэма. Она замечает, как он общается с людьми, которых никто не видит кроме него самого, а его память постепенно угасает. Ближе к концу уже сама Гвендолин помогает деду заполнять пробелы в историях, которые он уже не может вспомнить.Tales from the BorderlandsЭто путешествие на Пандору заметно отличается от тех, что мы видели в номерных частях Borderlands. Дело в том, что в Tales from the Borderlands сразу два протагониста, которые противостоят друг другу. Они рассказывают одну и ту же историю с разных точек зрения, но оба не заслуживают доверия, ведь один из них — скользкий сотрудник «Гипериона», пытающийся подорвать авторитет своего не менее скользкого босса, а второй — опытный мошенник, пытавшийся обмануть своего оппонента.Когда два главных героя рассказывают об одних и тех же событиях, можно с удовольствием выискать отличающиеся в их рассказах детали, чтобы понять, кто из них лжёт, чтобы выглядеть лучше. Этот процесс – своего рода мини-игра, которая очень удачно вплетена в повествование.The Stanley ParableВ этой игре мы управляем офисным работником Стэнли, чьи коллеги внезапно куда-то исчезли. По крайней мере, так говорит рассказчик. А ещё он говорит, куда следует идти, чтобы выяснить причину их исчезновения. Судя по всему, следовать указам бестелесного голоса – это лучший способ обрести истинную свободу.Если вы считаете иначе и вдруг захотите действовать вопреки словам рассказчика, он сразу же напомнит вам о том, что у неповиновения есть последствия. Рано или поздно на уровнях даже начнут появляться указатели, чтобы у вас не возникло желания сворачивать с дороги приключений!