Противоречивость людей – очень распространенная тема в искусстве.

Классический сценарий “добро против зла”, который обычно приобретает некоторую форму морального дуализма, в современном медиа-пространстве настолько распространен, что сам по себе превратился в некое клише. Такие темы исследовались годами, но, пожалуй, самый сложный и морально чудовищный пример – роман Джозефа Конрада “Сердце тьмы”.

История о человеке, который путешествует по реке в Бельгийском Конго во времена колониального империализма, показывает дуализм человеческой природы и то, как человек одновременно может быть добрым и злым, представляя реальное мнение о том, что делает людей морально противоречивыми. Именно эта моральная сложность позволяет выразить образы персонажей через их реакции и поступки, наполняя жизнью ряд распространенных архетипов, например, антигероя или трагического злодея, которые чаще всего изображаются очень ярко, чтобы подчеркнуть их статус как персонажей.

Многие из этих тем нашли свое отражении в описании мира. “Сердце тьмы” наполнено красивыми, но опасными пейзажами: непроходимыми джунглями, где на каждом шагу поджидает опасность, но великолепными в том, как их описывает Марлоу, главный герой. По ним разбросаны небольшие “поселения” лагерей, которые служат напоминанием об ужасах колониализма, показывая в широком смысле разграбление мира и открыто осуждая деяния, совершаемые в Конго. Свой вклад в увлекательность истории вносит сама атмосфера, которая создает чувство нарастающего хаоса, когда мир вокруг Марлоу становится все более мрачным и опасным, разительно отличаясь от величественных описаний джунглей Конго.

Мартин Уокер — пересечь черту

Пожалуй, важнейший аспект этого символизма – образ Курца. Это человек, который фактически пошел на поводу у своей темной стороны, объявив себя “богом” среди местных племен, и стремится к тому, чтобы в джунглях Конго его никогда не нашли. Марлоу очарован Курцем, поэтому пытается встретиться с ним и вернуть к цивилизации. Но к завершению романа оказывается, что почти сошедшего с ума и серьезно больного Курца “спасти” уже невозможно. Бормоча свои знаменитые предсмертные слова, Курц демонстрирует полную трансформацию человека в дикаря и безумца. Поэтому, а также благодаря утверждению о том, что людям свойственны моральные противоречия, “Сердце тьмы” было и остается классикой.

Конечно, разговоры о романе более чем вековой давности могут показаться довольно странными для статьи, посвященной капитану отряда “Дельта”, но без краткого описания тематики “Сердца тьмы” оставшаяся часть этого текста завязла бы в эзотерических рассуждениях. Естественно, этот капитан – Мартин Уокер из Spec Ops: The Line – пожалуй, одной из наиболее претенциозных игр в истории, и в данном случае это слово – комплимент той сложности, которую пытается выразить ее сюжет.

Мартин Уокер — пересечь черту

После сильной песчаной бури, которая фактически отрезает Дубай от цивилизации, Уокер и его подразделение “Дельты” получают задачу разобраться, что происходит в занесенном песком городе. Дополнительная задача – выяснить, что случилось с полковником Джоном Конрадом, ответственным за эвакуацию в Дубае и бывшим командиром роты Уокера. На первый взгляд, Уокер и два его товарища, Адамс и Луго, получают стандартную задачу по поиску и спасению, но очень скоро ситуация выходит из-под контроля, настолько, что весь отряд “Дельта” сражается за свою жизнь с 33-м батальоном, армейским подразделением под командованием Конрада.

В связи с неудачным стечением обстоятельств Уокер и его отряд просто оказываются не в том месте не в то время, по крайней мере поначалу. Случайно услышав кассету “Диджея”, зловеще расслабленного радиоведущего, чей голос слышен во всем Дубае, мы узнаем, что после провала эвакуации 33-й батальон захватил город и для поддержания видимости порядка в разрушенном городе начал творить жуткие зверства, в частности, казни и убийства. Некоторые солдаты восстали и сформировали группу Изгнанников, начав на руинах Дубая гражданскую войну.

Уокер и его люди продвигаются вперед, пытаясь остановить Конрада и положить конец его железной власти над городом. Однако по ходу игры становится все яснее, что Уокер и его подразделение понемногу сходят с ума от окружающего их насилия. В начале игры они выглядят как опрятные, профессиональные солдаты, действующие по инструкции и сохраняющие спокойствие и собранность даже в бою. Ближе к финальным главам игры Уокер и его команда растрепаны и оборваны, истекают кровью от ран и постоянно ругаются, практически опускаясь до истинного наслаждения своими деяниями. Песок окропляется кровью, и большая ее часть проливается по вине “Дельты”.

Мартин Уокер — пересечь черту

Безвредно, но заставляет задуматься.

Сюжет Spec Ops был вдохновлен множеством произведений, от таких фильмов, как “Лестница Иакова” и “Апокалипсис Сегодня” до библейской истории о Вавилонской башне. Сценаристы игры хорошо владеют этой тематикой – Ричард Перси работал над Section 8, а Уолт Уильямс писал сценарии для таких игр, как Mafia 2 и BioShock 2. В результате получилась игра о чрезмерном насилии и постыдном желании раскрыть нашу темную сторону, что символизирует трансформация Уокера по ходу игры.

Это лишь один из аспектов Spec Ops, благодаря которому игра занимает уникальное место среди AAA-шутеров о войне. Общее изменение облика персонажа по ходу игры становится физическим представлением перехода от света к тьме. Мы видим его в каждом пятнышке, которое остается на Уокере в Дубае, в поведении Адамса и Луго по мере наблюдения все больших и больших зверств, в том, как они задыхаются, а к их бровям прилипает песок.

Эта физическая деградация практически аналогична тому, как персонажи Курца и Марлоу начинают превращаться, или уже превратились в своего рода “дикие” версии себя. Уокер проходит через метаморфозы, подобные тем, которые встречаются в других формах повествования – персонаж внешне и внутренне деградирует в нечто совсем не героическое, а отвратительно животное. Уокер, как Марлоу и Курц до него, раскрывает тьму внутри себя со вполне четкой отсылкой к сюжетной тематике, уровень насилия возрастает, а сам Уокер с течением времени все чаще кричит своим врагам “Пошел ты!”.

Мартин Уокер — пересечь черту

Именно в этом и состоит заглавная “черта”, которую Уокер пересекает в Spec Ops: The Line. Как он говорит в игре, “есть черта, которую такие люди, как мы, должны пересечь. Если повезет, мы делаем то, что должно, и умираем”. Эта фраза с очень глубоким смыслом, отражающая размышления о том, насколько далеко должен зайти солдат, чтобы выполнить задачу, исполнив свой долг. Насколько опасным и смертоносным он может стать? Именно этими вопросами задается Spec Ops и спрашивает с Уокера, когда он полностью пересекает эту черту.

Фактически Spec Ops: the Line наполнена символизмом, который придает Уокеру и его пути гораздо больший смысл. Например, во вступительном ролике Уокер показан за пулеметом вертолета: он сбивает другие вертолеты, когда внезапно налетает буря, сбрасывающая “Дельту” в песчаное море. Это отличный напряженный и зрелищный момент, но он лишен контекста – по крайней мере сначала. В дальнейшем аналогичная сцена представляется в игре, а сходство настолько велико, что Уокер испытывает ощущение дежа вю. Но к этому моменту произошел ряд событий, серьезно повлиявших на психику Уокера и полностью изменивших контекст этой сцены. Среди них стоит отметить, пожалуй, самый жуткий момент в игре – удар белым фосфором.

Добравшись до перекрытого входа во внутреннюю часть Дубая, называемую “воротами”, Уокер и его подразделение находят миномет с зарядами с белым фосфором – оружие огромной разрушительной силы, которое ранее в игре использовалось против них. Понимая, что это оружие – единственная возможность продвинуться вперед, Уокер выстреливает несколько снарядов в скопление солдат 33-го батальона под ними. После обстрела он вместе с отрядом медленно продвигается в хаосе вокруг и останавливается, понимая, что взрывы задели мирных жителей.

Это действительно жуткая сцена, особенно учитывая то, что игрок фактически сам стал причиной этого хаоса. Уокер на мгновение останавливает взгляд на женщине с ребенком, обгоревших и покалеченных до неузнаваемого вида, а Луго и Адамс на заднем плане спорят, куда стрелять. Во многом именно этот момент ломаект Уокера, пробуждая его глубоко затаившуюся темную натуру. Именно после него мы начинаем наблюдать, как признаки физической трансформации Уокера начинают проявляться в полной мере на фоне тщетных утверждений о том, что его действия были вынужденными. “Они за это заплатят,” – говорит он, хотя сам и спустил курок.

Кроме того, это тонкая отсылка к устоям современных шутеров. Один из известных примеров манипуляции в серии Call of Duty – миссия “No Russian” в Modern Warfare 2. В ней нужно расстреливать невинных гражданских в аэропорту, не принимая это преступление на свой счет и обвиняя во всем “русских националистов”, которые заставляли стрелять. Эта миссия – попытка сравниться с демонстрирующим беспомощность переломным моментом ядерного взрыва из первой Modern Warfare, но это ей не удается, потому что по сути она пустая и намеренно создана исключительно с целью шокировать, без-какого либо контекста и резонанса действий игрока, особенно в контексте крупной картины Modern Warfare 2 в целом.

Мартин Уокер — пересечь черту

Во многом подобно тому, как “Сердце тьмы” показало ужасы колониализма и, как считал Джозеф Конрад, уничтожение мира техническим прогрессом, действия Уокера в Spec Ops: The Line отражают тематические элементы за счет провокационного примерения распространенных игровых механик. Спектакль в Spec Ops прекращается, сменяясь настоящей смертью, и игра доводит это ощущение до предела. После сцены с белым фосфором экран загрузки издевается над игроком, саркастично уверяя его, что это всего лишь игра, одновременно будто бы ругая вас за то, что вы играете. Жуткое и тревожное ощущение создается намеренно, как и хотели разработчики.

Конечно, все это завершается незабываемым финалом. Если перенестись к концовкам игры, мы видим, как ослабевший и потрепанный Уокер медленно входит в пентхаус, где находится полковник Конрад. Его товаращи Луго и Адамс погибли, как и большая часть 33-го батальона. Город лежит в руинах, а оставшиеся источники воды были уничтожены ЦРУ, которому Уокер невольно помог в реализации планов, после того, как оперативник ЦРУ по имени Риггс пообещал, что вода будет использоваться для поддержания мира в Дубае. Ситуация очнь мрачная, а Уокер достаточно близок к смерти, чтобы не беспокоиться о собственной судьбе.

Как и в случае с Курцем в “Сердце тьмы”, Уокер в своей встрече с Конрадом узнает скорее отражение самого себя, а не того, кем раньше был Конрад. Обнаружив иссохшее тело застрелившегося полковника, Уокер осознает правду обо всем случившемся: Конрад вообще не имеет отношения к событиям игры, их причиной был сам Уокер.

Мартин Уокер — пересечь черту

Это прозрение переворачивает представления о том, что на самом деле из себя представляет Конрад, и во многом потрясает самого игрока, а не Уокера. Полностью выбитый из колеи Уокер узнает правду о том, что придуманный им образ Конрада – отражение его темной стороны. Пугало, созданное чтобы двигаться вперед, шанс быть героем там, где их нет. Конрад был заблуждением, жертвой которого пал Уокер, причиной снять с себя вину в своих деяниях. Мы видим, как возникают галлюцинации, как наползают на Уокера приступы безумия, когда он понемногу смиряется с тем, кто в Дубае настоящий убийца. Он сам.

Здесь важно то, что Уокер, несмотря на свое поведение, демонстрирует, насколько морально несостоятельным может быть человек. Его действия, хотя и совершаются из благих намерений, – это безусловное зло, сравнимое с дикостью Курца в Бельгийском Конго. В сущности, Уокер не отличается от Курца, и во многом лишь смерть может принести ему избавление, но не он один виноват в своем эмоциональном состоянии из-за увиденных им ужасов. Он постоянно пытается оправдаться, сражаясь с призраком в лице Конрада, но все тщетно. Поэтому во многом именно Уокера можно считать главным злодеем игры, а Конрада – ее героем, который пытается удержать Уокера от его действий и побеждает только после смерти Уокера в результате самоубийства.

Однако, самая мрачная и, пожалуй, приемлемая концовка для Уокера – финальное столкновение с американскими войсками, вызванными для его эвакуации. В эпилоге игры, если Уокер не совершит самоубийство, можно выбрать два варианта: мирно уйти с солдатами или напасть на них. Если игрок выживет в перестрелке, то Уокер с холодным выражением лица, искаженного событиями игры, берет рацию убитого солдата и говорит “Добро пожаловать в Дубай”. Именно в этот момент трансформация завершается, Уокер “пересекает черту” и становится тем, кем он всегда был в глубине души, принимая все, что сделал по ходу сюжета.

Так замыкается круг Мартина Уокера – он становится монстром, на которого охотился. В ходе этой трансформации необратимо меняется его внутренний мир, и он совершает преступления, отринув честь и мораль. Игра не стесняется показывать, какой жестокой на самом деле может быть война, особенно в мире, где столько военных шутеров играют с мечтами людей о могуществе. Уокер исполнил свою мечту, оправдал свои действия и был полностью уничтожен. Фактически игра показывает, насколько даже самые праведные герои могут быть на своем пути одержимыми, бессовестными и, что самое трагичное, опасными, если поддадутся затаившейся в них тьме.


Похожее