Серия Dishonored всегда была построена вокруг двойственности. Ко всему, первая часть с двумя DLC вращалась вокруг пары Корво и Дауда. Dishonored 2 была личной историей Эмили, ученицы, преемницы и дочери Корво. Поэтому очевидно было, что следующая игра в серии будет о личности, которая занимала такие же места в сердце Дауда – Билли Лурк.

Вот только произошло не совсем так, как задумывалось. Dishonored: Death of the Outsider – она как Far Cry Primal: великовата для простого DLC, и при всех своих нововведениях контента все же недостаточно для цифры 3 в заголовке. Как следствие, мы имеем на руках полноценную игру, просто несколько меньшего калибра. Dishonored: Death of the Outsider служит не продолжением, а эпилогом, который должен завязать все узлы и поставить жирную точку во всей серии… убив бога.

Dishonored: Death of the Outsider не получится охарактеризовать фразой “те же яйца, только в профиль”. После Dishonored 2, где голова шла кругом от неочевидности и возможностей, новая игра кажется беднее. С одной стороны это плюс, ведь игра направляет своего игрока, не опускаясь до банального ведения за ручку – как ни крути, большинство игроков в этом нуждается. Гораздо же проще ориентироваться в игровом мире, когда ты у тебя не 5-8 вариантов действия, а всего лишь 1-3. И риск пропустить что-то на своем пути значительно меньше. Ведь за одно тщательное следование Death of the Outsider выдает чуть ли не весь свой контент, но если игрок не имеет привычки обшаривать каждый уголок, то все равно ничего важного не потеряет.

Обзор Dishonored: Death of the Outsider

Билли тоже имеет свое “сердце”, которое позволяет слышать мнения крыс. Иногда они могут подсказать что-то полезное, но в целом эта функция мгновенно исчерпывает себя.

Здесь и кроется подводный камень: хотя игра стала приветливее для новичков (чего уж там – Dishonored: Death of the Outsider лучше всего подходит для знакомства с серией), для ветеранов серии это во многом шаг назад. Первая и последняя миссии хоть и разворачиваются на картах с традиционно богатой архитектурой, линейные по самое не могу – как ни старайся, не выбирай, все равно все сведется к одному результату.

Дважды за игру нам дают нюхнуть свободы (то есть, дают целый квартал города для прогулок), однако только один уровень действительно дотягивает до уже заявленной планки качества – банк Долорес Майклз. Здесь вам и чудесное оформление со сложной архитектурой, и несколько принципиально разных путей прохождения, и сама суть поставленной задачи (что у нас делают с банками? Правильно, грабят) в очередной раз отдает дань серии Thief, без которой не было бы никакого Dishonored.

И крупнейшими вкусностями служат новые суперсилы. В отличие от трех других героев, Билли получил лишь три суперсилы. Displace – это очередная вариация старого-доброго Blink. И что приятно, разработчики уже третий раз смогли добавить определенную особенность, которая существенно отличает его от базовой версии. Displace бездействует мгновенно. Зато вы размещаете маркер в требуемой точке, а телепортуетеся туда уже повторным нажатием кнопки. Displace не слишком предоставляется для ультрабыстрых передвижений локацией – ее создавали прежде всего как орудие для отступления и отвлечения врагов. Ставите маркер там, где стоите, убиваете / душите / крадете / ставите ловушку, мгновенно возвращаетесь в стартовую точку. Вуаля!

Обзор Dishonored: Death of the Outsider

Грудоломчик: если поставить маркер на точку, где стоит враг, то вы телепортуетеся в него. Иначе говоря, разорвете его изнутри. И это прекрасно.

Foresight – ультимативная форма детективного видение. Астральная проекция Билли может шастать по всему уровню (конечно, в определенном радиусе от ее тела), замечать врагов, костяные талисманы и любые другие ценные предметы, а самое главное – ставить маркер для Displace. Самое простое использования этого комбо нам подсказывают уже с первых секунд. Displace может нас телепортировать сквозь решетку, но маркер сквозь них поставить не получится. Поэтому мы включаем Foresight, облетаем решетку с другой стороны, ставим там маркер, возвращаемся в тело, телепортируемся. Победа!

К слову, в промаркированых врагов, если они находятся где-то рядом под ногами появляются точки, которые показывают несколько следующих шагов. Но вот нюанс: на них не получится положиться на все 100.

Патрульные всегда имеют заложенных несколько маршрутов, поэтому бывает, что точки под их ногами раздваиваются и ты сиди гадай, куда враг пойдет дальше. Солдат пришел к краю запланированного маршрута, но заметил приоткрытую дверь, услышал что-то необычное или просто не увидел своего коллегу на посту – и бац, патрулирование продолжается.

Обзор Dishonored: Death of the Outsider

Ну и завершает перечень Semblance. Здесь авторы Dishonored: Death of the Outsider решили сделать свою версию социального Стэлса по другой берег от Hitman. От только Билли не переодевается, а принимает облик любого персонажа. Конечно, есть свои нюансы: перевоплотиться можно только в ошеломленное лицо и не более одного раза, маскировки не действует на борзых и механических Рыцарей. И замаскированным особо не побегаешь, ведь при передвижении расходуется “наваждение”.

Новые умения вместе с отсутствием зелье маны (волшебная сила теперь восстанавливается сама) подчеркивают само отличие Билли от тройки Корво-Эмили-Дауд. У них все вращалось вокруг молниеносности в передвижении и убийствах, мгновенной реакции на изменение ситуации, тогда как Dishonored: Death of the Outsider сбрасывает обороты и позволяет сначала осмотреть местность, составить план (пусть с небольшими погрешностями), а потом приступать к действию.

Перо, сильнее, чем меч: а вот арсенал устройств перекочевал сюда из предыдущих частей. Самой заметной новинкой стали мины, которые притягивают врагов и могут их как просто обездвиживать, так и разрывать на куски. А вот наручный самострел, кроме нескольких типов снарядов, может стрелять и подручными предметами – гвоздями, ножами, скальпелями и даже чернильной ручкой!

Обзор Dishonored: Death of the Outsider

Как все применяется на практике? Возьмем, к примеру, уже упомянутую миссию с ограблением банка.

Облегчить себе жизнь можно, сбросив в вентиляцию маковый экстракт, который введет всех в банке (за исключением механических рыцарей, конечно же). Эту настойку сейчас продают на открытых торгах имущества умершего владельца аптеки. Проникаем во двор, где проходит аукцион, и выбираем, как действовать дальше. Можно перевоплотиться в одного из местных богачей (но площадь двора небольшая и легко можно заметить, как вы “крадете” чужое лицо) и при наличии необходимого количества золота честно приобрести бутылку на аукционе. Можно, обозначив с крыши всех врагов и проследив маршрут их движения, выждать момент, спрыгнуть, бегом схватить экстракт и мгновенно переместиться на заранее поставленный Displace. А можно просто устроить массовую резню.

Кстати, о деньгах. Снаряжение Билли, как и полагается, можно улучшать благодаря чертежам, приобретенным на черном рынке. Там же можно пополнить запас патронов или приобрести какой-то редкий амулет. Но деньги просто так с неба не падают, поэтому надо либо рыскать повсюду и брать все, что плохо лежит, или вспоминать свое бандитское прошлое и браться за оплачиваемые контракты. Контракты – это здешние побочные квесты, которые в основном сводятся к убийству (лишь изредка нужно что-то похитить), и если вы хотите пройти игру максимально чисто, их придется избегать. Где-товас попросят убить и сжечь белого пса, зараженного проклятием, где-то придется инсценировать несчастный случай, где-то спасти пропавшего родственника, а еще где-то заниматься промышленным шпионажем. Платят за контракты щедро.

Обзор Dishonored: Death of the Outsider

А мир здесь традиционно прекрасен. Художники Arcane, как и их Гейм-дизайнеры, дошли уже до такого уровня творческого просветления, что даже разбуди их среди ночи – они физически неспособны сделать что-то плохо. Dishonored: Death of the Outsider не раз это подтверждает. Даже с учетом уменьшения масштаба, это все равно живой и правдоподобный мир, где всегда есть место неочевидным историям. Где известный певец потихоньку от общественности радуется с владелицей тату-салона. Где хозяйка таксидермической лавки на самом деле ставит изуверские опыты на людях.

Где застенчивый чиновник так просто убивает и обескровливает своего коллегу за, так сказать, вечерными посиделками. Где техработники банка настолько изнывают от нечеловеческих условий труда, что подумывают о самоубийстве (а некоторые его и совершают). Каждая локация доверху набитая мелкими деталями, которые оживляют помещение даже когда вокруг ни души (например, кабинет стоматолога). Какой бы большой или малой ни была карта, куда ни ступы – ты видишь следы мира, где живут или жили люди.

Когда Криса Авеллона спросили, почему в Fallout: New Vegas нельзя играть после финальной битвы на дамбе, он объяснил, что это событие столь крупного масштаба, полностью перекраивает расстановку сил в игровом мире. Оставить Мохаве таким же, каким оно было до захвата плотины Гувера – значило послать к черту все усилия создать живой и колоритный мир; а радикально переделать наполнения игры – чертовски дорого.

Dishonored: Death of the Outsider именно поэтому и является последней игрой в серии, которая на бумаге подводит нас к столь же радикальному событию. Веками Пустота и Посторонний были одним целым. Но что же произойдет с миром, когда убить этого черноглазого бога? Кто будет контролировать безграничную силу Пустоты? Что произойдет со всеми колдунами? Как вообще будут взаимодействовать наши миры? Проблема в том, что в реальности на это наложить всем, прежде всего сценаристам.

Обзор Dishonored: Death of the Outsider

Dishonored 2, так же как и первая Halo или дилогия Thief имеет едва ли не идеальную форму истории для игр от первого лица. В упомянутых проектах никто не говорит с игроком, говорят с персонажем, которым мы управляем. Персонажем, который уже в начале игры многое знает и понимает контексты многих ситуаций.

Персонажем, которому не надо ничего разжевывать. Все говорят именно столько, сколько надо. Того игрока, которому кроме умения слушать собеседника, следовало бы обращать внимание на документы, случайно подслушанные реплики. Потому что наш персонаж все знает и понимает, а вот мы – отнюдь. Тем более когда мы говорим о мирах, где многое происходит у нас за спиной.

В предыдущих играх серии никогда не было проблем с мотивацией, ситуацию вокруг персонажа было выстроено так, что Корво, Дауд или Эмили всегда действовали по собственной воле и их поступки, какими бы кровавыми ни были, не выпадали из цельной картины персонажа. А вот в Dishonored: Death of the Outsider о подобном стоит забыть. Билли – безвольный кусок мяса, который делает то, что ей предписано.

А Посторонний что? Ладно, в первой и второй играх детали его биографии несколько отличаются – Харви Смит сам признался, что на время создания первой части больше думал о том, кем Посторонний есть, а не о том, кем он был. Иначе, Dishonored 2 дала нам понять, как простой парень стал богом потустороннего. И даже оставив за скобками историю своего происхождения, мы сталкивались с очевидным фактом – за тысячелетия в Пустотее Посторонний давно уже превратился в доктора Манхэттена со “Стражей”. Посторонний не влияет на людей, он просто дает им возможность самим обнажить свою истинную натуру. В этом основа серии Dishonored. Вам предоставляется возможность действовать как угодно, ни один враг не помешает. Что вы будете делать в таком случае? Сохраните чужие жизни или свое время?

Обзор Dishonored: Death of the Outsider

А еще Посторонний давно уже стал частью Пустоты. Это не просто его дом, это он сам. Когда Делайла вторгалась в это царство и начала фактически воровать у него силу, Посторонний был недоволен, потому что кто приводит свой порядок в доме, ворует у него из кармана, пьет его кровь. поэтому он оставил нейтральность и заключил соглашение с Эмили. Здесь им руководила потребность самозащиты, а не простое любопытство, когда он давал силы Корво, Дауду и остальных.

А что с ним сделали в Dishonored: Death of the Outsider? Что за высосаный из пальца экзистенциальный кризис? И вообще откуда взялось это сердечное материальное воплощение, если тысячелетия назад растворился и соединился с пустотой, потому что сам этого хотел? (реплики из первой части игры плюс комментарии Харви Смита).

Образы, которые до этого были жизнеспособными и беспроблемно существовали в контексте мира Dishonored, в Death of the Outsider подменили на дешевые одномерные карикатуры. А сверху все это присыпали дырками – Дауда месяцами удерживают в неволе простые людишки (которых он только по требованию сценаристов сумел убить за четверть секунды), Посторонний сам дает Билли силы, зная, что будет дальше, культ последователей постороннего, который только теперь выпрыгнул на сцену. Причем это не хаотичное сборище ведьм, которое держалось в сравнительной таинственности, а культ с иерархией, униформой, хранилищами и огромными денежными ресурсами. А узнаем мы о нем только теперь!

Конечно, проблема была бы об этом все как-то рассказать подробнее, но нет, на старте мы гоним вперед без раздумий, в середине темп замедляется, но там на заднем плане слоняется небольшой “клуб сатанистов Поло», где играли несколько заметных деятелей Карнак. В таких вот случаях нет проблем: маленькие кружки культистов, заговорщиков или кого там еще можно внезапно вытаскивать без проблем, ибо подобные группировки были прежде всего малыми и тайными. И в Великобритании на рубеже 19-20 веков подобные кружки, где богачи играли с волшебством, оккультизмом и т.п. были довольно распространенным явлением.

Обзор Dishonored: Death of the Outsider

АЕОА. Нам не раз и не два довольно очевидно намекают, что события Dishonored: Death of the Outsider разворачиваются в другом измерении. То есть это не привычные нам Дауд, Билли и Посторонний, а все описанные выше проблемы свели на нет. Ну ладно, согласимся на такие условия (сюжетную дыру с Даудом это все равно не исправляет). В таком случае весь “эпилог и закономерное окончание серии” не имеют никакого смысла, потому что и в предыдущих игр серии они не имеют никакого отношения.

Черт, теперь даже хуже стало. Поэтому Dishonored: Death of the Outsider, как и в большинстве своих миссий, упирается в два варианта: либо это дырявое и испорченное наложения на историю серии, которое язык не повернется назвать хорошим эпилогом; или это бонусное приключение в альтернативной реальности… и тогда это тоже никакой не эпилог. Прямо-таки аксиома Эскобара!

Dishonored: Death of the Outsider – действительно лучшая точка для знакомства с серией (а для кого-то и вообще с жанром immersiv sim), компактная и сфокусирована, чтобы и направлять игрока, и все же оставить пространство для маневра. Геймплей и художественный стиль здесь традиционно безупречны, и уже одни только новые способности и изменение общей методики действия оправдывают покупку игры (а еще есть режим Original Game +, где вам вручают способности со второй части).

Но как художественная единица, как часть серии и тем более еще как эпилог Dishonored: Death of the Outsider не выдерживает никакой критики. Более 10 лет кропотливой работы над мирозданием Островной империи, ее узнаваемого стиля, региональных различий, колоритных персонажей, политики, демонологии и всего остального… все это Death of the Outsider безбожно спустила в трубу. Обидно, что серию закончили именно так.

Похожее