Лемми Килмистер, фронтмен хеви-метал группы Motörhead, умер от рака 28 декабря 2015 года. Лемми был во всех отношениях иконой хеви-метал сцены. Он прославился своим хриплым, скрипучим вокалом и быстрыми песнями. Более 40 лет его группа Motörhead была культовой для всех фанатов хард-рока и металла. Сама его жизнь стала воплощением рок-н-ролльной мечты – безудержное потребление алкоголя и наркотиков, постоянная смена сексуальных партнеров и задорная музыка сделали Лемми и Motörhead легендой среди всех металлистов.

Довольно тяжело не предаваться воспоминаниям о Лемми и его образе жизни, когда за него говорит его музыка. От быстрой и визжащей “Ace of Spades” до западающих в душу баллад типа “1916”, Лемми показал на сцене все – и еще чуть-чуть. Его более чем 40-летняя музыкальная карьера, начавшаяся в команде Hawkwind, оставила после себя огромное наследие, которое само способно рассказать многое о Лемми и Motörhead. Но это не единственный элемент головоломки – Лемми проявил себя и в других областях, в том числе фильмах, сериалах и, конечно же, видеоиграх.

В игровом мире хватает трибьютов Лемми и Motörhead. Пожалуй, наиболее известный пример – игра о металле 2009 года Brutal Legend, где Лемми озвучивал самого себя. Единственная хорошая игра Тима Шафера, это частично экшен в стиле Zelda, частично консольная стратегия в реальном времени. Вместе с другими известными звездами металла типа Роба Хэлфорда и Оззи Осборна, Лемми сыграл самого себя в роли генерала растущей армии металлистов, возглавляемой попавшим в другой мир гастрольным менеджером Эдди Риггсом, в битве с готами и демонами на обложке хеви-метал альбома.

И пусть Brutal Legend на момент выхода не добилась значительных успехов, в наши дни игра стала культовой, создав своего рода нишу для металлистов всего мира. Естественно, отсылки к Лемми в играх появляются уже на протяжении многих лет – в качестве еще одного известного примера можно вспомнить молодого купу с таким именем в Super Mario Bros. 3 – но Лемми появлялся в играх и раньше. Одна из них – очень малоизвестная игра с ожидаемым названием Motörhead.

Да, у Motörhead была своя видеоигра. Это было в те дикие времена, когда для ПК и автоматов создавались игры с крутыми рок-звездами. Например, была Revolution X с Aerosmith в главной роли – ужасный рельсовый шутер от первого лица с оцифрованной графикой. У Journey была игра на игровых автоматах, приуроченная к их туру 1983 года, и даже у Iron Maiden была игра для ПК под названием Ed Hunter. Она вышла в 1999 году в качестве бонуса к их сборнику лучших хитов.

Стоит ли говорить, что качество всех этих игр было в лучшем случае ниже среднего (в случае с Ed Hunter), а в худшем – откровенно ужасным (в случае с игрой Journey). Лишь с появлением жанра ритм-игр и выходом Guitar Hero и Rock Band на домашних консолях мы увидели множество музыкальных видеоигр, в которые можно было играть с удовольствием, так как они стали своего рода возвращением к исходному смыслу музыки в исполнении песен, а не прикрывались образом рок-группы для маркетинга в других жанрах.

Motörhead также не стала исключением из этого правила. Игра от Virgin interactive для Amiga и Atari ST в сущности была коротким beat’em up с горизонтальным скроллингом, где игрок управлял Лемми. Цель была простой – спасти своих товарищей по группе на протяжении шести уровней, у каждого из которых была своя тема, например, ковбои, панк-рокеры, зомби или скелеты.

Вот и все. Об игре действительно мало что можно рассказать еще. Она вышла в 1992 году ограниченным тиражом и по крайней мере тематически задействовала множество символов, которыми прославилась группа, в том числе их маскот “Кривой зуб” (Snaggletooth). Лемми бьет врагов своей бас-гитарой и восстанавливает здоровье пивом. Есть и спецприемы – например, можно вызвать для зачистки экрана Кривого зуба или Смерть, для чего предварительно нужно собирать специальные монеты с изображением маскота, выпадающие из врагов. А после первых пяти уровней здесь даже есть небольшая мини-игра, позволяющая слегка разбавить однообразие драк с видом сбоку.

Саму по себе игру не стоит воспринимать слишком серьезно, а некоторая мультяшность соответствует абсурдности всей ситуации – в конце концов, не каждый день басист призывает Смерть, чтобы убить ковбоев в салуне на Диком Западе. Игра не передает дух Motörhead в плане звука, но ей более-менее удалось добиться этого в визуальном отношении, что для 1992 года было уже хорошо.

Даже в обзорах того времени игра получила довольно хорошие отзывы, например, Маркус Дайсон из Amiga Format 32 в 1993 году поставил ей оценку в 76% со следующим отзывом: “Вы бегаете по экрану и молотите его обитателей. Можно использовать магию и стрелять во врагов убийственными струнами и песнями… но самый апофеоз – сбросить на врага орех… Благодаря огромным мотоциклам и общей атмосфере безумия это не просто очередной beat-em-up.”

Кроме того, свою роль сыграла низкая цена игры – она стоила 15,99 британских фунтов, или примерно 22 доллара. Игра совершенно не стесняется своего бюджетного статуса, и с этой точки зрения вполне стоит своих денег. Очевидно, по современным стандартам этого все равно недостаточно – для Amiga и Atari ST игра довольно простая, а знающий игрок легко пройдет ее за полчаса.

Неизвестные хиты: Motörhead

На самом деле, можно многое рассказать о Motörhead как об объединяющей сущности всех продуктов, в продвижении которых участвовала группа. Одноименная игра во многом похожа на Revolution X или Journey – она была создана в те времена, когда старались лицензировать максимально возможное количество продуктов. Эта практика сохраняется и сегодня, но с течением времени развивается – клише “плохой игры по фильму” понемногу уходит в прошлое, а такие игры, как Guitar Hero, как уже было упомянуто выше, открывают музыкантам путь в мир видеоигр, не диссонирующий с их музыкой. А Motörhead как группа стала одним из первопроходцев этого процесса, и больше 40 лет радовала нас мощными песнями и долгими гастролями.

Группы больше нет – после смерти Лемми она официально распалась, но ее наследие останется с нами во всем: от видеоигр, где они засветились как в хороших, так и в плохих проектах, до музыки, которая переживет десятилетия. Игра Motörhead – лишь одна из крупиц этого наследия, но тоже вполне закономерная его часть. Легко обвинять группу в посредственности продукта – но не лучше ли принять его со всеми недостатками, как простую и дешевую игру, которая в определенных обстоятельствах может быть вполне забавной?

Наверное, лучше всего об этом сказал сам Лемми: “Я ни о чем не жалею. Сожаления бессмысленны. Уже слишком поздно. Ты ведь уже все сделал, так? Ты прожил свою жизнь, и бесполезно думать о том, что ты хотел бы изменить.” Можно лишь надеяться, что мы сами сможем так же прожить свои жизни – не расстраиваясь и не сожалея о том, что мы могли сделать не так.

Покойся с миром, Лемми!


Похожее