Альтернативная история часто становится забавным способом создания нового мира с минимальными усилиями, распространяя “эффект бабочки” на исторические события, которые, в свою очередь, показывают нам мир в новом ракурсе. Медиа часто спекулируют на этом виде творчества, и знаменитые сценарии типа “а что, если?” давно стали знаковыми как в серьезном искусстве, так и в творчестве попроще. Конечно, в видеоиграх есть свой пласт альтернативной истории, от Wolfenstein до Resistance.Но особенно хотелось бы отметить одну игру, вышедшую в 2003 году Freedom Fighters – маленький забытый хит, в котором давно избитый сюжет используется для создания увлекательного геймплея.Freedom Fighters, разработанная IO-Interactive и изданная EA, стала первым на тот момент новым продуктом IO вне знаменитой серии Hitman. Freedom Fighters обращается к совершенно иной по сравнению с упомянутыми играми о тихом убийце атмосфере, демонстрируя откровенную “клюкву” в стиле фильма 1984 года “Красный рассвет” – повстанец по имени Крис ведет за собой простых людей против отлаженной русской военной машины.Русские представлены стереотипными злодеями в духе старых клише, но в данной ситуации это неплохо работает – время от времени мы встречаем в видеоиграх сюжеты типа “на США напали захватчики”. В частности, в качестве более или менее современных примеров можно отметить серии Call of Duty и Homefront.Здесь это доведено до логического завершения. Freedom Fighters нисколько не оригинальна в плане сюжета – отважные выжившие после первого удара российской армии организуют вооруженное антироссийское террористическое сопротивление в Нью-Йорке. Вы используете канализацию для доступа к различным точкам на карте, воруете припасы, чтобы взрывать вертолетные площадки и стратегические объекты, спасаете пленных и захватываете важные укрепления в непрекращающихся попытках устроить Советам на Манхэттене хаос и разрушение.Подобные действия вполне ожидаемы, вплоть до банальных миссий по убийству высокопоставленных чиновников или захвату телевизионной станции для передачи сообщения народу. Последний уровень игры – отчаянный рейд на Губернаторский остров, в котором огромная армия повстанцев нападает на неприступную русскую крепость. “Росомахи” из “Красного рассвета” гордились бы делами сопротивления Нью-Йорка в борьбе с коммунистической угрозой, и это заслуженная победа вопреки всем тяготам.Но чем Freedom Fighters отличается от других игр – так это созданной IO тактической системой в сочетании с великолепным дизайном уровней. Игрок может набирать на свои миссии постоянно растущее количество повстанцев, а при помощи трех базовых команд – “атаковать”, “защищать” и “следовать” – можно стратегически использовать своих последователей для захвата и удержания ключевых точек, нападения на российские укрепления или просто защиты стратегических участков.Искусственный интеллект бойцов сопротивления был выполнен очень качественно – по современным стандартам он не такой динамичный, но для игры 2003 года он был непревзойденным, способным автоматически удерживать важные точки без помощи игрока. Искусственный интеллект врагов чуть попроще, но благодаря самому количеству и тактике охвата бой с российскими войсками может стать для игрока смертельным, если он не будет достаточно осторожен.Второй примечательный элемент дизайна Freedom Fighters – сами уровни. Несмотря на простую структуру широких улиц Нью-Йорка, здесь хватает закоулков, проходов и подвалов, благодаря которым каждый уровень превращается в настоящее поле для исследования. Игрок может выбрать тайно пробраться за советским блок-постом или пойти на него в лоб с превосходящими силами, и мир игры вознаграждает такой выбор ощущением завершенности и погружения.Здесь нет характерных для современных шутеров кинематографичных сцен или сногсшибательных моментов, все очень приземленное и личное, а не драматичное и постановочное.Кроме того, структура миссий может быть нелинейной. Обычно можно свободно перемещаться между двумя-тремя картами (через сеть канализации), поэтому игроки могут выполнять задачи в любом порядке, как посчитают нужным. Требуется захватить топливный склад, но его охраняет боевой вертолет? Взорвите вертолетную площадку и вернитесь позже.Нужно больше солдат для сложного рейда? Найдите лагерь военнопленных и наберите людей оттуда. Игра позволяет игроку делать выбор, и каждый уровень становится настоящей головоломкой с множеством решений.Лишь одной другой игре удалось реализовать подобную идею – относительно недавней Homefront: The Revolution, где вы сражаетесь против армии северокорейских захватчиков за каждый городской квартал. В миссиях этой игры похожие задачи, но более открытый город. У Freedom Fighters похожий ритм – вы медленно, но верно захватываете перекрестки и блок-посты, пока не наберете достаточно сил для захвата укрепленного объекта.Это вносит определенную долю реализма в совершенно нереальный во всем остальном мир – вооруженное восстание против оккупантов действительно действует небольшими подразделениями и применяет тактику “бей и беги”, уничтожая цепи снабжения и вызывая общую напряженность, вдохновляющую подняться все остальное население.У Freedom Fighters есть также множество других преимуществ, которые часто упускают из виду. Большинство персонажей игры одномерные и жутко раздражают, но некоторые наигранные моменты отлично соответствуют “клюквенной” атмосфере вокруг вас. Например, в каждом промежутке между уровнями вы видите фейковые новости от слащавой Татьяны Кемпински, которая намеренно лжет и дезинформирует общество в целях советской пропаганды.Здесь все доведено до предела, вплоть до раболепных интервью с советскими руководителями и показного пренебрежения повстанцами, с “которыми скоро разберутся”, о чем рассказывается с уморительно показным русским акцентом.Эти передышки подчеркивают безумие представленной во Freedom Fighters альтернативной истории и по ходу игры лишь усугубляются. В то же время, в других зарисовках бой пытаются представить в серьезном ключе – клишированная ура-патриотическая речь “Америка свободна” от Криса, вполне ожидаемая к завершению игры, выглядит серьезной несмотря на то, что столь же нереальна, как и вся остальная игра.Эта речь служит своего рода последней “галочкой” в списке избитых сюжетных ходов “клюквенного” мира игры. Крис просто обязан ее произнести, чтобы разжечь огонь главной битвы игры.Даже в самой идее Freedom Fighters есть некоторое очарование. Другие игры с подобной тематикой демонстрируют ее слишком явно, заставляя игрока наблюдать практически мультяшное изображение зла, при этом упорно ведут его за руку на протяжении всего прохождения.Особенно этим грешила первая часть Homefront, которая фактически была последовательностью заготовленных участков унылого геймплея в стиле “война – необходимое зло”, даже если это противоречило собственной концепции игры или здравому смыслу в отношении того, как могут разворачиваться некоторые события.Freedom Fighters, наоборот, совершенно игнорирует какой-либо подтекст оккупации и личную политику, связанную с причинами сражения, обращаясь к банальным мотивам “свободы” как единственного мотивирующего фактора. Она дарит вам действие и развлечение, а иногда игре больше ничего не нужно, чтобы быть увлекательной.Freedom Fighters – виртуальная “песочница” для игры в войну без необходимости беспокоиться о последствиях собственных действий. Возможно, именно поэтому у других серий получается рассказать ту же историю лишь с огромным трудом. Здесь есть подтекст, на который намекают обе стороны, но в конечном итоге он совершенно не влияет на вашу борьбу. Террористические акты против ужасных людей во имя свободы вполне оправданы, ведь так?В этом плане Freedom Fighters невероятна на всех уровнях. Удовольствие от игры и ее внутренняя механика перевешивают тоскливые размышления о цене войны и потерях. Каждый раз, когда игра пытается казаться серьезной, это в лучшем случае выглядит натянутым и портит все ощущение, но Freedom Fighters в принципе не из тех игр, где для прохождения так важны сюжетные детали. Она скорее полагается на внутреннюю механику, обеспечивая игроку интересные, пусть и относительно недолгие впечатления.В 2011 году IO-Interactive говорила о возможном возрождении серии, но официальных планов на сиквел пока не объявлялось. Кто знает, в каком направлении может пойти Freedom Fighters? Фактически это “Красный рассвет”, мастерски представленный примерно в 15 часах игровой кампании. Остается лишь надеяться, что если дело все же дойдет до продолжения, то будет сохранено наследие игры – поразительный искусственный интеллект и сражения в стиле арен – благодаря которому ее так ценят.