Научно-фантастический хоррор от первого лица, который выглядит как «Бегущий по лезвию» по версии Дэвида Линча.

Действие Observer разворачивается в Польше 2084 года, и если вы знакомы с книгой «1984», то поймёте, что годы выбран отнюдь не случайно. Польша будущего по всем заветам Оруэлла являет собой антиутопичное государство, особенно город Краков, который, несмотря на забавное название, угнетает своей мрачностью (в игре, по крайней мере). Краков. Горы мусора на улицах. Повсюду развешаны пропагандистские плакаты и рекламные постеры продуктов, созданных всемогущей корпорацией Chiron (по умолчанию надписи на них отображаются на польском языке, но при наведении мышкой переключаются на английский). Из динамиков доносится объявление о начале комендантского часа, летающие машины пугают стаи беспорядочно порхающих голубей, а свет от анимированных плакатов освещает улицы. Классический киберпанк.

Точнее, «Бегущий по лезвию», ведь главного героя здесь озвучивает сам Рутгер Хауэр. Он играет Дэна Лазарски, нейронного полицейского (или «наблюдателя»), способного взламывать вживлённые головы людей чипы и просматривать воспоминания граждан достаточно необычным способом. Когда вы погружаетесь в чью-либо память, вы видите, как подсознание выдаёт обрезанные картины прошлого в качестве метафоры эмоционального состояния. Это напоминает такие игры, как Snatcher и Psychonauts, однако сюрреализм происходящего впечатляет лишь до определённого момента, и я добрался до этого момента довольно быстро.

Обзор Observer

Взламывая мысли

Проникая в мысли умирающего человека, я вновь захожу в его квартиру, дублируя собственные действия, совершённые пару секунд назад. В эту секунду что-то влетает в окно, разбивая его, а затем время отматывается назад, и этот объект летит обратно, а стекло восстанавливается. Я снова оказываюсь перед дверью в квартиру и опять захожу в неё. В этот раз обстановка немного изменилась – на стул капает вода, а дверь с железным лязгом отъезжает в бетонную стену, что рождает ассоциации с тюремной камерой. Так я понимаю, что этот человек сидел в тюрьме и до последнего дня своего существования считал себя запертым в повседневной рутине.

Разработкой Observer занималась та же студия, что выпустила хоррор Layers of Fear, и если вы прониклись атмосферой прошлой игры, то оцените эффект и этой. В лабиринтах подсознания наш герой автоматически переходит на бег, чтобы казалось, что его преследуют, а время от времени мы оказываемся на пустой платформе, вглядываясь в бездну под ней и слыша, как над нами кружат стаи ворон – в такие моменты сюрреализм Observer действительно впечатляет.

Взламывая мысли

Помимо проникновения в чужие мысли нас ждёт типичная адвенчура, избавленная от всяких сражений. Мы ищем улики на местах преступлений, используя кибернетические глаза для сканирования, допрашиваем обитателей квартир через закрытые двери, на каждой из которых установлен широкий экран, показывающий внутреннюю обстановку и решаем простые паззлы. Игра довольно атмосферная, и прохождение сфокусировано на одной небольшой локации – старом жилом доме и парочки близлежащих зданий, в которые Дэн заходит в поисках сбежавшего сына, периодически натыкаясь на трупы граждан.

Посещаем мы эти дома исключительно в период с 6 до 11 вечера, что позволяет Observer убедительно создавать гнетущую атмосферу. Торчащие повсюду трубы, сломанная футуристичная электроника, отваливающаяся со стен, угрюмый дворник с испорченными протезами – все эти детали работают на приземлённый и мрачный сеттинг. А потому контраст с яркими воспоминаниями жертв выглядит действительно интересно.

И когда два этих мира сливаются воедино – например, в моменты, когда воспоминания самого Дэна смешиваются с мыслями других людей, или когда реальность (показанная нам киберглазами героя, имеющего мозговые импланты) начинает глючить, рождая картины из чужого подсознания, испытываешь искренний шок.

Взламывая мысли

Призрак в аду

В такие моменты Observer вызывает максимум эмоций, показывая, что перед нами мрачная детективная история в мире киберпанка, схожая с «Бегущим по лезвию», если бы в последнем моменты с единорогом длились на несколько минут экранного времени больше. Но в Observer есть и неудачные моменты. К примеру, сюрреалистичные забеги обычно чересчур затянуты, и смысла в них временами не бывает. Сразу после той сцены с тюремной камерой следует эпизод с прачечной, в которой компьютеры несколько раз сменяются горами одежды. Это никак не раскрывает персонажей, ведь это просто красиво выглядящий эффект. А когда ты видишь несколько таких сценок подряд, ты уже относишься к ним весьма прохладно.

Не помогает и то, что перед каждой из таких сценок мы прогуливаемся по типичному для хорроров от первого лица длинному и тёмному коридору. Двери в Observer открываются по той системе, что и в Amnesia, но если в последней это нужно было для того, чтобы подчеркнуть страх персонажа, который никогда не знает, что его может поджидать с другой стороны, то здесь мы уверены, что получим очередную порцию странных видений. В конце концов, я уже просто не отпускал клавишу W, чтобы как можно быстрее миновать все сценки и пройти дальше.

Призрак в аду

Разбавляют такие моменты эпизоды, построенные по принципу игры в кошки-мышки. В них вам необходимо прокрадываться мимо врагов, которые моментально убивают вас, если заметят, после чего вы откатываетесь до ближайшей контрольной точки. Первые две-три подобные сцены работают отлично, но, как и всё остальное в Observer, со временем они утомляют; к тому же, становится очевидно, что стелс в игру пытались внести в спешке, а потому местами он попросту выглядит неуместно. Вся развязка Observer построена на стелс-сцене, и это сильно отвлекает от финальных поворотов истории.

Observer огорчает и другими минусами – неприятными скримерами, затенением визуальных эффектов, периодическими подвисаниями даже на самых мощных видеокартах и всего лишь одним слотом для сохранения игры; для кого-то это решающие факторы, но лично меня они не напрягали. Моим главным разочарованием в Observer стала её однообразность и тот факт, что в итоге всё свелось к истории семьи, которую мы уже слышали сотни раз. Мы толком не видим работу Дэна, потому что в первые же минуты игры он получает звонок от сына, которого не видел несколько лет, и тут же отправляется на его поиски. В игре была богатая почва для раскрытия таких тем, как слежка за гражданами и нарушение конфиденциальности, однако и она толком не раскрыта, поскольку мотивация Дэна проста и понятна каждому. Он не инструмент властей, а заботливый отец. Он не Декард из «Бегущего по лезвию», а Лиам Нисон из «Заложницы», и это, согласитесь, не так интересно. Observer дала мне возможность ощутить себя родителем, и в этом нет ничего плохого – просто я разочарован.

Взлом чужих воспоминаний впечатлит вас, но в итоге похождения полицейского вряд ли попадут в копилку ваших собственных воспоминаний.

Похожее