Среди мастеров жанра ужасов в литературе, пожалуй, нет имени более великого, чем Эдгар Аллан По. Хрестоматийный пример раннего готического хоррора и отец современного детектива, По – пожалуй, один из важнейших американских писателей 19 века. Его произведения – вечные и запоминающиеся, и они не уступают Г. Ф. Лавкрафту и Брэму Стокеру, если не превосходят их. Тем более странно, что в мире видеоигр сюжеты По практически не встречаются.

Книги По очень жуткие и мрачные, поэтому довольно удивительно, что на них основана всего одна игра – малоизвестный point-and-click квест под названием The Dark Eye. Эта игра от Inscape и Time Warner Interactive, вышедшая в 1995 году, пересказывает некоторые классические истории По, объединяя их собственным связующим сюжетом. Частично квест, но в большей степени визуальная новелла, The Dark Eye – живая интерпретация всего лучшего в произведениях По, которая может похвастаться жутким и причудливым видеорядом и мрачной тематикой, уникальными для историй в стиле По.

Неизвестные хиты: The Dark Eye

Компания Inscape была основана Майклом Нэшем в Лос-Анджелесе. Нэш работал в сфере мультимедиа с конца 1980-х годов, а свою первую игру, Freak Show, разработал в 1993 в сотрудничестве с творческим коллективом из Сан-Франциско под названием The Residents. Это были главным образом авангардные дизайнеры и музыканты, работавшие в индустрии с 1969 года, выпустив более 60 различных музыкальных альбомов, несколько короткометражных фильмов и, в случае с Freak Show, одну из нескольких игр на CD-ROM.

Нэш, вдохновленный процессом разработки Freak Show вместе с The Residents, спустя год основал свою собственную компанию под названием Inscape, которая в течение какого-то времени продолжила сотрудничество с The Residents. Следующим их совместным проектом стала первая официальная игра Inscape – The Residents: Bad Day on the Midway. Она вышла в 1994 году, получила восторженные отзывы критиков и считается одной из лучших игр на CD-ROM в истории благодаря своей поразительной графике, сатирическому сюжету и экспериментальному саундтреку.

В дальнейшем Inscape создаст вместе The Residents еще несколько игр, но их второй игрой в 1995 году стала как раз The Dark Eye. Эта игра, основанная на произведениях Эдгара Аллана По, пересказывала три его классических рассказа: “Сердце-обличитель”, “Бочонок амонтильядо” и “Береника”. Кроме того, в игре можно услышать тексты “Маски красной смерти” и стихотворения “Аннабель Ли”. Есть здесь отсылки и к другим произведениям По, среди которых “К Хелен”, “Ворон” и “Преждевременное погребение”.

Уникальность The Dark Eye по сравнению с другими приключенческими играми тех времен в том, что она была сосредоточена на представлении сюжета, а не на самом геймплее. В сущности, она представляет собой обычный point-and-click квест, но полностью лишена всего того, к чему мы привыкли в этом жанре, во многом подобно видеоигре Myst. Например, здесь нет инвентаря, а игрок может одновременно нести всего один предмет. Кроме того, тут нет настоящих задач или головоломок, лишь интерактивные сцены, которые нужно просмотреть для продвижения по сюжету.

Неизвестные хиты: The Dark Eye

И хотя The Dark Eye недостает многого в плане типичного геймплея, она компенсирует это своим видом и атмосферой. В этой визуальной новелле игроку в трех основных сюжетных линиях предстоит примерить на себя роль как преступника, так и жертвы, увидев сюжет с точки зрения обоих персонажей. Кроме того, его взгляду открывается поразительный видеоряд, в котором задействованы пластилиновые куклы. За общий вид кукол и мира игры отвечал ведущий художник Брюс Хевин из Inscape, а для реализации была нанята голливудская студия. В кат-сценах и игровых движениях используется покадровая анимация, что позволяет создать своего рода “эффект зловещей долины” и как нельзя лучше подходит для мрачной атмосферы произведений По.

Именно благодаря этим прелестям The Dark Eye – настолько поразительный в графическом плане хоррор. Отказавшись от скримеров и сосредоточившись на тревожном и жутком видеоряде, The Dark Eye прекрасно удалось достичь своей цели, подарив игрокам интерактивный фильм, которым они могут управлять, действительно вживаясь в своего персонажа. Это одна из немногих игр, где вы не просто играете роль убийцы, но и погружаетесь в его душу, осознавая, почему так происходит, а затем совершаете его деяние в жутких подробностях. Например, в “Бочонке амонтильядо” убийца бережно и спокойно замуровывает жертву кирпичной стеной, а жертва все это время кричит и умоляет о пощаде.

Именно благодаря этой мрачной и жуткой тематике, которую По так прекрасно раскрывал в своих произведениях, The Dark Eye настолько необычная и не похожая на большинство других игр в визуальном плане. Поэтому истинное признание того, насколько эта игра жуткая, связано с визуальным отражением рассказов По – обескураживающим видеорядом, который представляется на экране игрокам.

Кроме того, в качестве связующего элемента в The Dark Eye используется новый, собственный сюжет. Он соединяет три рассказа По и написан как трибьют его произведениям. Там есть и смерть в образе молодой женщины, и запретные браки, и безумие, и убийство. И хотя это связующее звено – пожалуй, слабейшая в игре сюжетная линия, она вполне сносная и предоставляет достаточно причин, чтобы пройти игру до конца, увидев рассказы По с точки зрения жертвы и убийцы.

Неизвестные хиты: The Dark Eye

Стоит также отметить саундтрек игры. И не только благодаря очень удачной и атмосферной музыке от знаменитого композитора из Кремниевой Долины Томаса Долби, но и благодаря привлечению к озвучке знаменитого писателя Уильяма Берроуза, как для главного персонажа связующего сюжета, так и в качестве рассказчика “Аннабель Ли” и “Маски красной смерти”. К сожалению, спустя два года после выхода игры Берроуз умер. Среди других актеров озвучки – Том Кенни и Дженнифер Хэйл в одной из своих первых ролей.

The Dark Eye никогда не была суперхитом, а многие игры Inscape хоть и получили хорошие отзывы критиков, но были не так популярны среди игроков. К 1997 году Inscape была куплена другой компанией, а их относительно небольшая коллекция игр стала понемногу забываться. Нэш, основатель Inscape, со временем стал важной фигурой мира музыки и технологий. До 2011 года он был исполнительным вице-президентом Warner Music Group (WMG) и организовал партнерство WMG с YouTube, благодаря которому WMG стала одной из первых компаний, которая публично внедрила монетизацию пользовательского контента.

Неизвестные хиты: The Dark Eye

Что касается The Dark Eye, она тоже была предана забвению. Вряд ли мы когда-нибудь увидим ремейк или перевыпуск этой игры, но она была и остается леденящей визуальной новеллой на основе произведений одного из первых мастеров хоррора. По современным стандартам она мало что из себя представляет как игра, но ее видеоряд нельзя недооценивать, особенно учитывая его интерактивность.


Похожее