Изматывающая survival-игра, где совмещены симуляция жизни и 2D стелс-экшн.Я вижу последние минуты жизни девушки, у которой пропало всякое желание жить.После учёбы за границей Катя вернулась на родину, где бушует война, а люди мародёрствуют ради выживания. Она не всегда была одна, но несколько дней назад от голода умер Антон, который до войны был учителем. А до него от заражения крови погиб Павел, бывшая звезда футбола, когда его поранили грабители, забравшиеся в дом. В доме не было медикаментов, а потому его смерть была долгой и мучительной. Квета, самая старшая из всех, подхватила воспаление лёгких, и Катя отправилась на поиски лекарств. В доме неподалёку были нужные таблетки, но в нём проживала пара стариков. Размахивая ножом,Катя вломилась в их ванную, где лежало лекарство, а старик отчаянно умолял её не забирать его, потому что это было лекарство для его больной супруги. Катя сама пошла на это не со зла, а из-за такого же отчаяния. Но было слишком поздно, и Квета умерла. Подавленная и оголодавшая Катя бессильно опустилась на колени. Я же истерично кликал по банкам с консервами в надежде, что Катя согласится поесть и набраться сил, но она игнорировала мои команды. Она, кажется, смирилась с тщетностью своих попыток помочь близким людям. И пока я выходил из игры, не желая видеть, как Катя добровольно обрекает себя на голодную смерть, с этой тщетностью смирился и я.This War of Mine исследует ужасные реалии, в которых оказывают простые люди во время войны.Местное управление ресурсами, симуляция жизни и исследование окрестностей обладают простой механикой, донося при этом одну-единственную мысль: на современной войне ты сдохнешь как собака безо всякой на то причины. Каждый игровой день разделяется на две фазы. Днём на улицу нельзя высунуть и носа из-за постоянных снайперских перестрелок, а потому мы обустраиваем заброшенный трёхэтажный дом, в котором ютятся наши герои. Выполнено это в атмосферном визуальном дизайне, которой стилизирован под заштрихованные вручную рисунки.Словно в какой-то мрачной версии The Sims, игроки кликают по различным областям экрана, давая персонажам команды передвигаться, готовить еду и расчищать мусор. Мы распределяем между героями ресурсы и оказываем им посильную помощь – как медицинскую, так и психологическую. Разумеется, для все этого нужны соответствующие ресурсы, на поиски которых мы отправляемся по ночам. В это время один персонаж выбирается наружу, в то время как остальные ложатся спать. Локации включают в себя заброшенные дома, школы, больницы, церкви и много чего ещё. А здания с наиболее ценными ресурсами обязательно охраняются либо военными, либо бандитами, либо простыми жителями.Ночные похождения, судя по всему, вдохновлялись игрой Mark of the Ninja. Всё, что находится вне поля зрения, покрыто туманом, а потому поиски ресурсов становятся довольно напряжёнными – никогда не знаешь, что тебя ждёт в соседней комнате. Бесшумная ходьба замедляет героя, а быстрый бег сопряжён с риском, что вас могут услышать обитатели здания. Врагов можно опознавать по таким же звукам, как собственно, и копошащихся вокруг крыс. NPC-персонажи, услышавшие ваши шаги или заметившие вас, реагируют по-разному. Беззащитные люди испуганно приседают, некоторые предлагают бартер, а кто-то может попытаться прикончить вас. Медленный и вдумчивый темп игры лишь подчёркивает общее гнетущее настроение.Любой персонаж погибает от пары серьёзных ранений, а найти оружие здесь крайне тяжело – именно поэтому игра не даёт вам чувствовать себя в безопасности. Неважно, роетесь ли вы в заброшенном доме или, рискуя жизнью, забираетесь в отель, полный бандитов – вас всегда будет преследовать ощущение, что из-за одного неверного шага всё может пойти не так. Скажем прямо, ощущение не из приятных. И каждая такая вылазка будет сопровождаться чувством отчаяния, ведь вам никогда не удастся собрать достаточно еды, чтобы накормить всех, или строительных материалов, чтобы укрепить свой дом. Каждый день – это изматывающая борьба.Система морали и бартера совсем не подстраивается под ухудшающееся положение персонажей. Раз в несколько дней к вашему дому приходит торговец, и его совершенно не волнует, что вы находитесь на волоске от смерти – он не будет делать скидок и заниматься благотворительностью. Если прогнать с порога голодных детей, которые просят еды, это сильно ударит по морали персонажей и может погрузить их в депрессию или даже довести до самоубийства. Нередки и случаи, когда мы будем возвращаться в обокраденные нами дома и обнаруживать повесившихся хозяев. При этом в обитаемых локациях ваш персонаж не сможет сам предложить бартер. В такие моменты так и хочется закричать, что вы ищете припасы и готовы обменяться, но NPC либо сами предложат обмен, либо сочтут вас грабителем и будут действовать соответствующе. Добрые поступки могут принести выгоду в будущем, но она кажется слишком незначительной и несвоевременной.А постройка системы фильтрации дождевой воды или создание самогонного аппарата для последующей продажи домашнего алкоголя и вовсе кажутся невозможными. Вместо этого приходится тратить ресурсы на ремонт стульев, поиски книг или сигарет (которые можно получить в обмен на зёрна кофе), чтобы поднять настроение своей группы. Частенько приходится посещать одну и ту же локацию, забирая оттуда все доступные припасы и тратя ресурсы только ради того, чтобы пережить очередную ночь. Фокусироваться на будущем здесь практически не получается.This War of Mine – это одна из лучших игр года в данном жанре, но играть в неё довольно сложно. Она погружает вас в удушливую атмосферу безысходности, которая накаляется день ото дня, пока не настанет неизбежный момент, когда её герои потеряют всякую волю к жизни. Здесь нет счастливого конца, и в этом весь смысл.Серьёзный и бескомпромиссный взгляд на войну, поданный через смесь survival-элементов, стелса и управления ресурсами. Важный для современной культуры, но неумолимо жестокий взгляд, стоит добавить.