Наверное, было бы тяжело представить мир без Call of Duty. Невероятно популярный мультиплеер, культовые зомби и кампании-блокбастеры стали неотъемлемой частью ежегодного графика выхода игр. Но 2018 год показался концом эпохи – вышедшая в том году Black Ops 4 стала первой игрой серии без одиночной кампании, которую заменил режим “королевской битвы”. Классический мультиплеер остался, как и популярный зомби-режим, но кампании, к сожалению, не было.“Главные фишки” – регулярная серия, в каждом выпуске которой мы разбираем уникальный аспект одной игры. Другие выпуски можно найти здесь.Ежегодная карусель взрывов, динамики и бесконечной стрельбы всегда была знаковым местом серии. Именно она привела серию шутеров к славе. Когда в 2003 году вышла первая Call of Duty, ее огромный бюджет и кинематографичная кампания кардинально отличались от всего, что было раньше. Конечно, было бы упущением не упомянуть еще и Halo, серию научно-фантастических шутеров Bungie, которая также значительно раздвинула рамки кинематографичной подачи сюжета в видеоиграх.Однако, на тот момент вышла только Halo: Combat Evolved, и это ощущение кинематографичности было еще недостаточно закреплено. Call of Duty действительно казалась фильмом. Она выглядела, звучала и ощущалась так, как будто вы играете в “Спасти рядового Райана”, “Враг у ворот” или любой другой фильм о Второй мировой войне, которые в те времена были на пике популярности.Там даже были сцены, вдохновленные непосредственно этими фильмами. Хаотичные, но прописанные в сценарии действия были быстрыми и захватывающими. Видеоролики не уступали по масштабам уровню кино. Call of Duty действительно была чем-то свежим, и кинематографичное представление сюжета еще никогда не было реализовано настолько здорово.И хотя формат “следуйте за своими компьютерными товарищами, позвольте им идти первыми и смотрите, как они медленно открывают вам двери” в конце концов набил оскомину, на тот момент он был новым и аутентичным. Одним из наиболее серьезных отличий Call of Duty от других шутеров того времени было именно вовлечение в бой более активных компьютерных союзников.Традиционно в кампаниях шутеров от первого лица использовался подход “одинокого волка” – в сущности, игрок сражался один. Это была первая игра, где управляемые компьютером товарищи действительно помогали вам в бою. Более того, они динамически реагировали на ситуации по мере их развития.Бросьте в союзника гранату, и он прыгнет в укрытие. Застрелите его (даже случайно), и миссия закончится (на самом деле это раздражало гораздо сильнее, чем все остальное, но факт остается фактом). Возможно, сейчас это звучит не так сильно, но реакция ваших товарищей по оружию на происходящие вокруг них события придавала всему процессу ощущение реализма. Вы чувствовали, что вступаете в бой вместе с настоящими персонажами, а не просто бродите по пустому уровню, расстреливая все, что попадает в ваше поле зрения.Традиция прекрасных кампаний продолжалась в последующие годыБолее того, на большую кинематографичность работала сама структура кампании. Вы видели сюжет глазами американских, британских и советских солдат, участвующих в своих сражениях. Разнообразный и глобальный состав персонажей помогал закрепить ощущение того, что вы – участник мировой войны, а не одинокий стрелок, выполняющий ряд случайных заданий. В дальнейшем это стало для кампаний серии нормой, но на тот момент было совершенно новым.Традиция великолепных кампаний, продолживших развивать рамки кинематографичного представления сюжета в шутерах от первого лица, продолжилась и в дальнейшем. В последующих играх, например, Modern Warfare, Black Ops, Modern Warfare 2, были прекрасные кампании, ставшие прекрасным дополнением к мультиплееру, который затягивал на более долгое время. В некоторых случаях они были точно не хуже, если не лучше многопользовательской игры. К счастью, пример Black Ops 4 не стал тенденцией – уже в следующем году мы увидели великолепную перезагрузку Modern Warfare, а в 2020 выходит очередная Black Ops. В обеих играх нашлось место для одиночной кампании.