Да, мы сейчас все заспойлерим к чертям.

Я сидел на диване в своей студенческой квартире, по моему телу бежали мурашки.

Помню, как я с нетерпением ждал выхода BioShock в 2007-ом. Я знал, что это будет большое событие, хотя на тот момент я даже не играл ни в один System Shock и толком ничего о них не слышал. Но о BioShock было много разговоров, а затем он собрал хвалебные отзывы, и вот он я, в восторге (хех) после дюжины проведенных в ней часов. Но я не был готов к последствиям личной встречи с Эндрю Райаном и к сюжетному твисту в этой сцене. На моей памяти, это был первый раз, когда видео игра меня абсолютно шокировала.

Я не уверен, сработает ли этот грандиозный поворот спустя более, чем декаду. На протяжении первых часов игры Атлас, ваш полезный помощник по радио, раз за разом ненавязчиво роняет фразу «будь любезен», давая вам рекомендации по поводу дальнейших действий. Атлас помогает вам исследовать Восторг – павшую подводную утопию, но суть твиста заключается в том, что Атлас на самом деле командует вами, направляя ваши действия с помощью кодовой фразы, которая активирует покорность вашего персонажа.

Сюжетный твист в BioShock

В то время игры редко поднимали вопрос или высказывались по поводу взаимоотношений между игрой и игроком. Игры про стрельбу не часто были еще и про свободу воли, скорее никогда. Этот прием выглядел бы, как заезженный метакомментарий в любой другой игре, но он идеально вписывается в исследование объективизма в BioShock. Вы буквально забиваете главную тему игры клюшкой по голове.

Высказывания на тему свободы выбора игрока в играх сегодня уже кажутся банальным приемом, ведь его так много и так по-разному использовали с момента выхода BioShock. Но тогда благодаря BioShock я впервые размышлял над видео играми так, как не делал никогда до этого. Мой мозг с трудом пытался обработать произошедшее: что я сделал, что меня заставили сделать и то, насколько неготов я оказался к такому неожиданному повороту.

«Будь любезен» сработало особенно хорошо потому, что BioShock так тщательно выстраивала этот полностью оправданный твист. Незадолго до встречи с Райаном вам на глаза попадается классическая доска расследования – фотографии личностей, соединенные нитями посреди моря разрозненных заметок. Если эта фраза засела в вашей памяти, в этот момент вы поймете, что слышали ее довольно часто; BioShock дает вам возможность самому собрать все воедино перед великим разоблачением.

Сюжетный твист в BioShock

Спустя несколько минут, во время разговора с Райаном, игра не только представит кульминацию повествования, но и оправдает каждую деталь вашего приключения, на которую до этого вы по обыкновению махали рукой со словами «это же игра». Почему вы так сильны, что способны убить Больших Папочек и свихнувшихся мутантов? Потому, что вы – генетическая разработка Восторга. Почему в начале путешествия ваш самолет так удобно упал рядом с Восторгом? Потому, что вы устроили это крушение.

Суть хорошего твиста в столкновении удивления и удовольствия в вашем уме. Удовольствия от понимания, как две детали пазла сходятся, и от созерцания новой, образованной ими формы. В случае великолепного твиста, как в BioShock, множество деталей пазла разом сталкиваются друг с другом, перекраивая в результате саму его концепцию.

Возможно, я немного преувеличиваю. Если вы закатываете глаза от фразы лудонарративный диссонанс, этот момент в BioShock, быть может, не особо вас впечатлит. В таком случае, будьте любезны, забудьте про философские разговоры и просто насладитесь тем, как актер Армин Шимерман – более известный как Кварк из Star Trek: Deep Space Nine – безупречно исполняет монолог Эндрю Райана.


Похожее